Екатерина Половникова окончила Тюменский индустриальный университет в 2016 году и сейчас продолжает учиться в магистратуре одного из сильнейших технологических университетов Европы – Norwegian University of Science and Technology (Норвежский Университет Науки и Технологий). О том, как девушке удалось поступить в престижный вуз, и какова Скандинавия изнутри, предлагаем узнать из интервью.
Почему выбор был сделан именно в пользу этой страны?
Скандинавия всегда была предметом моих мечтаний, что, несомненно, двигало мной при выборе университета. Более того, Норвегия – это, на данный момент, одна из немногих стран, где студенты из-за пределов Евросоюза еще могут получить бесплатное образование. Но, думаю, и она, в скором времени, введет систему полной оплаты за обучение для граждан из стран, не входящих в ЕС.
Норвегия – наиудивительнейшая страна, в которую я влюбилась, как только мой самолет приземлился в Осло. Могу сказать, что чувствую себя счастливой в этой стране, что очень важно для меня. Я стремлюсь достигнуть успехов в образовании и карьере. Я живу в одном из прекраснейших норвежских городов — Тронхейме (Trondheim).
Почему тебе захотелось продолжить обучение в магистратуре за границей?
Моё поступление в университет пришлось на 2012 год, когда Россия уже была активным участников Болонского процесса. Думаю, я была не единственным человеком, который слышал в свой адрес от взрослого поколения или, по крайней мере, уже закончивших к тому времени обучение в вузах молодых людей: «Ты четыре года учишься? А-а-а, ну да, это же бакалавр. Это вообще не высшее образование…» Я ни в коем случае не разделяю этого мнения, но я решила продолжать обучение по окончании бакалавриата.
В 2015-2016 гг., проходя обучение по программе Двойного диплома (Double Degree) в Финляндии (Mikkeli University of Science and Technology), я поймала себя на мысли, что системы образования в России и Европе значительно разнятся, пусть и строятся на общих идеях Болонского процесса. Влюбившись с финский университет, учебный процесс, и просто ощутив приятную жажду знаний и развития, я решила еще весной 2016 г., что я буду продолжать своё обучение в Северной Европе. После получения диплома в Финляндии я вернулась в родной город Тобольск и начала работать в крупнейшем российском нефтехимическом холдинге «СИБУР». Я ценю, что я была частью этой команды один год. Летом 2017 года я уехала в Норвегию.
Расскажи, чему ты учишься в Норвегии, и каких достигла успехов?
Программа магистратуры, на которой я обучаюсь, называется Reliability, Availability, Maintainability & Safety (RAMS – очень известное в Европе направление в инжиниринге). В Тронхейме на базе моего университета NTNU располагается крупнейший в Скандинавии исследовательский центр SINTEFF, где активно ведется исследовательская работа в области RAMS технологий. Дословный перевод моей программы звучит достаточно неказисто «Надежность, Доступность, Ремонтопригодность и Безопасность», я расскажу о ней немного подробнее. Данная магистерская программа дает знания и практические навыки в проектировании и поддержании безопасных, надежных и ремонтопригодных технологических систем. Мы изучаем методы и приемы безопасного использования этих систем, а также технические, экономические и организационные методы избегания ошибок в процессе эксплуатации систем. Значительная часть учебного процесса посвящена техническому и экономическому планированию процедур мониторинга состояния и поддержания работоспособности технологических систем.
Все мои курсы — на английском языке, но уже на следующий учебный год я хочу взять хотя бы один курс на норвежском, так как на данный момент я активно учу этот язык и, признаться, горжусь своими результатами. Меня очень вдохновляет, когда норвежцы поддерживают меня: «Du har en veldig rask og god frigang på å lære norsk!» («Ты делаешь большие успехи в изучении норвежского!»)
Чем норвежская система высшего образования отличается от российской? Какие плюсы и минусы есть при обучении в Норвегии? Расскажи о своей группе и форме обучения.
Это вопрос, на который достаточно трудно ответить в полном объеме в рамках одного интервью. В силу того, что я не имела опыта обучения в российской магистратуре, я просто расскажу о норвежской. Моя учебная неделя достаточно насыщенная: в основном, лекции начинаются с 8 или 10 часов утра и длятся до 5 часов вечера. На моей учебной программе 11 человек из разных стран Европы, Среднего Востока и Азии. Все ребята разные, но я безумно люблю и уважаю каждого из них. Моими лучшими друзьями стали мальчик из Непала и девочка из Ирана.
Профессор никогда не отмечает посещаемость студентов, так как это дело каждого, и знания нужны именно тебе, а не профессору. Могу отметить, что магистерское образование – это осознанный выбор каждого норвежского студента-магистранта; и мне очень импонирует их отношение к учебному процессу и дисциплина. В NTNU очень сильный преподавательский состав: многие профессоры являются одновременно и преподавателями в университете, и научными сотрудниками ведущих европейских компаний и научно-исследовательских центров. На одном из факультетов NTNU два преподавателя являются победителями Нобелевской премии.
Еще одна приметная вещь о преподавателях: я практически не встречала профессора в строгом костюме и с кожаным кейсом – им вполне комфортно быть в джинсах, футболке и с рюкзаком за спиной; они активно присоединяются к разговорам на бытовые темы со студентами на перерывах, перекусывая сэндвичем. Я ценю открытость норвежских преподавателей. Так, мой профессор из Франции, сказал нам еще в начале семестра: «Ребята, я хочу, чтобы вы поняли следующую вещь: не нужно считать, что между профессором и студентом есть какая-то пропасть только потому, что первый прожил на свете больше лет и «немного» больше учился. Я хочу, чтобы мы были друзьями». Думаю, очень сложно оспорить факт мощнейшей мотивации и вдохновения от подобного отношения.
Какие эмоции у тебя вызвал такой крутой поворот событий в жизни?
Я безумно счастлива такому повороту событий в моей жизни. Но, признаться, я осознаю, что это не какая-то счастливая случайность, не выигрыш в лотерее, который мне достался «просто так». Я действительно работала для этого и потратила немало усилий. А поддержка родителей – это самая ценная вещь.
В каких городах ты успела побывать?
Мое знакомство с Норвегией началось с Осло. Но в силу моей загруженности я еще не успела исколесить всю Норвегию, но у меня всё в планах, в том числе и Исландия! На зимних каникулах я путешествовала по северной Норвегии, что позволило мне с радостью поставить «галочку о выполнении» одной заветной мечты – посещении Лофотенских островов. Это кусочек мира неописуемой красоты, а горные вершины – словно трюфельные конфеты по форме. Я побывала в знаменитейшей норвежской рыбацкой деревне Reine, красоту которой воспевает каждое второе сообщество российских социальных сетей, а также в городе Tromsø (Тро́мсё). Я посетила самую отдаленную точку Лофотенских островов – рыбацкую деревушку с очень коротким названием Å. Другая мечта, которую мне посчастливилось осуществить – я любовалась безумно красивым северным сиянием каждый день.
Какие перспективы открывает обучение в вузе?
Как и большинство высших учебных заведений Скандинавии, NTNU ежегодно снабжает рынок труда специалистами с качественными знаниями. Я хочу попробовать себя в качестве инженерно-технического сотрудника в одной из скандинавских компаний.
Что бы ты могла пожелать тем, кто мечтает продолжить обучение за границей?
Первое, о чем бы я хотела сказать: идея «хочу учиться за границей» не осуществится «по щучьему велению и моему хотению». Для этого нужно, как минимум, трудиться, ставить перед собой четкие цели и следовать согласно грамотному плану их достижения. Я перечислю несколько основных этапов работы в подготовке к поступлению в зарубежные вузы.
Во-первых, необходимо знание английского языка на уровне C1 (не ниже) или же языка страны, в университет которой вы хотите подать документы. В случае с английским, необходимо иметь сертификат об успешном прохождении одного из всемирно признанных тестов (IETS, TOEFL).
Необходимо собрать большой объем документов, к качеству подготовки которых ни в коем случае нельзя относиться даже с хотя бы малой долей философии «авось!», так как значительная доля абитуриентов «вылетает» из борьбы за право на обучение уже на этапе проверки соответствия документов установленным нормам. Если от вас требуют «отсканировать обе стороны каждой страницы диплома» (пусть и пустые), значит, так оно и должно быть сделано. Я прочитала очень хорошую фразу на сайте одного из университетов: «Почему мы должны уважать Ваше желание обучаться в нашем университете и принимать именно Вас, если Вы элементарно не уважаете наших требований к документам?» Справедливо? – Думаю, более чем.
Помимо всех дипломов об образовании, языковых сертификатов и документов об опыте работы, важным является Ваше Letter of Statient (мотивационное письмо объемом 1 – 2 страницы). В нем вам предстоит нелегкая задача объяснить свою мотивацию обучения на определенной программе и доказать, что университет должен выбрать именно вас, а не сотни (а то и тысячи) других достойных и мотивированных ребят со всего мира. Важно понимать, что мотивационное письмо – это не бумажка «Здравствуйте! Меня зовут Коля/Катя. Я хочу стать самым классным инженером. А вот ваш университет – он такой замечательный! Я так хочу перенять ваш опыт… И я такой умный, у меня одни пятерки в дипломе бакалавра…» Нет. Это, действительно, серьезный документ, который нельзя подготовить качественно, просто сев и написав за один вечер. Моё мотивационное письмо я писала около полугода, внося корректировки и добавляя новые идеи каждый день.
Самое главное – трудиться. Под словом «труд» я понимаю ежедневную работу для достижения своих четко поставленных целей. Ваша мечта – это ВАША мечта; никто другой не сможет превратить её в реальность за Вас. Я понимаю, что учеба за границей – это не самая легкая мечта в осуществлении. Помните, что нет ничего невозможного!
Комментарии