Технологии виртуальной реальности как новые образовательные возможности обсудили на дискуссионной площадке Института дистанционного и дополнительного образования Тюменского индустриального университета.
В диалоге приняли участие педагоги высшей школы, специалисты сферы образования, авторские коллективы и разработчики виртуальных электронных ресурсов.
Внимание участников дискуссии по большей части было сосредоточено на возможностях и перспективах использования виртуальных ресурсов в учебном процессе по основным и дополнительным образовательным программам. В диалоге обсудили возможные трудности обеспечения качества и достоверности виртуальных моделей.
Могут ли виртуальные лабораторные работы заменить реальную практику и обеспечить подготовку специалиста к профессиональной деятельности? Мнения по данному вопросу разделились.
Общее мнение связано с тем, что внедрение виртуальных практикумов в учебный процесс способно существенно расширить образовательные возможности для обучающихся при условии определенных ограничений. Использование электронных образовательных ресурсов целесообразно в случаях, когда:
— возможность применить практические навыки «здесь и сейчас» в реальной практике отсутствует;
— практическое использование реального ресурса в отличии от виртуального затруднено или невозможно;
— для выработки устойчивого навыка необходимо многократное повторение действия;
— отрабатываемый навык связан с отработкой поведения в чрезвычайных ситуациях или в условии рисков нарушения технологического режима на предприятии.
Участники обсуждения согласились с тем, что эффективность виртуальных работ зависит от качества их технического выполнения и содержательного наполнения.
Предложения, высказанные к разработчикам виртуальных ресурсов, связаны с вопросами контроля деятельности обучающихся в электронной среде при самостоятельном выполнении работ и обеспечения их качества.
Для авторских коллективов это, в первую очередь, тщательная проработка сценария работы, максимально имитирующего технологический процесс, а также создание моделей, учитывающих специфику и сложность реальных объектов.
В любом случае, актуальной задачей подготовки инженерных кадров является соблюдение баланса между обучением и практикой. Для выполнения трудовых функций в условиях модернизации и трансформации производственных процессов требуется постоянное приобретение новых компетенций. Виртуальные лабораторные практикумы связаны с реальными производственными процессами, позволяют как сформировать, так и закрепить навыки, необходимые современным специалистам.
Комментарии