Развитие международного гуманитарного сотрудничества и экспорт образовательных услуг – один из важнейших вопросов внешней политики государства. Перспективы развития международной деятельности Тюменского индустриального университета в контексте глобальной проблематики обсудили на Учёном совете, состоявшемся накануне.
«Мы склонны полагать, что, поскольку у нас всё хорошо, мир придёт к нам сам, — словами президента известного французского университета открыла заседание ректор ТИУ, председатель Учёного совета Вероника Ефремова. — Очень хочется с ним согласиться, но мир может быть занят другими делами. И только от того, насколько быстро мы будем меняться и встраиваться в мировую, научно-образовательную повестку, будет зависеть, кто именно к нам придёт из этого большого мира».
Глава университета отметила, что одним из важных критериев конкурентоспособности и оценки эффективной деятельности высшей школы становится не просто интеграция вуза в мировую образовательную, научную, инновационную и исследовательскую среду, но и повышение привлекательности и конкурентоспособности образования на международном рынке образовательных услуг, развитие экспортного потенциала его образовательной среды.
С докладом по ключевой теме выступила проректор по образовательной деятельности Людмила Габышева. В своём выступлении она сделала акцент на глобальные вызовы, которые стоят перед академическим сообществом в контексте развития международных связей, представила итоги реализации подпроекта ПРОУ по развитию экспорта образовательных услуг, обозначила перспективы развития международной деятельности ТИУ до 2030 года.
Тренды развития высшего образования и международной деятельности вузов
Говоря о трендах в развитии высшего образования, докладчик отметила, что особую ценность в последнее время приобретает обмен опытом и цифровизация, которая проникает во все сферы деятельности человека. «Развивается транснациональное образование, подразумевающее расширение академической мобильности и международное сетевое сотрудничество во всевозможных его проявлениях, — сказала она. — Второй тренд – это цифровизация, которая во время пандемии получила еще большее развитие. Развивается цифровой образовательный контент как инструмент привлечения и удержания студентов, в том числе иностранных».
По словам проректора, реализация нацпроекта «Наука и университеты», начавшаяся в текущем году, ознаменует новый этап в развитии государственной поддержки международной деятельности образовательных организаций.
Что достигнуто ТИУ
Основными направлениями международной деятельности вуза обозначены: привлечение иностранных граждан на обучение по основным образовательным программам; реализация международных образовательных программ и сетевого сотрудничества; развитие академической мобильности НПР и студентов.
«В вузе с нуля создана партнерская сеть по обеспечению приема иностранных абитуриентов. Число рекрутинговых компаний-партнеров достигла 35, а география абитуриентов — 42 стран. Впервые число иностранных граждан, принятых на обучение на очную форму, превысило число зачисленных на ЗФО», — отметила проректор.
Что касается второго направления, то за годы реализации ПРОУ, по словам докладчика, в два раза увеличилось и достигло 64 количество зарубежных вузов и организаций партнеров (26 стран мира: СНГ, Азия, Европа). В вузе разработаны и запущены четыре программы магистратуры на английском языке, совместно с зарубежными вузами открываются новые программы. Продолжается деятельность ТИУ в рамках консорциума Университет Арктики, Российско-Кыргызского консорциума технических университетов (РККТУ), Ассоциации технических университетов России и Китая (АТУРК) и Всемирной Сети Энергетических Университетов (WEUN). Напомним, в 2020 году ТИУ также стал партнером Международного центра компетенций в горнотехническом образовании под эгидой ЮНЕСКО, выступил одним из инициаторов создания Консорциума университетов «Недра» и вошел в состав его президиума.
Людмила Габышева сделала акцент на международный аспект реализации программ подготовки кадров высшей квалификации, рассказала о новых возможностях для развития международной академической мобильности студентов и преподавателей, показатель которой значительно вырос в сравнении с 2019 годом. Она также упомянула о масштабном проекте «Виртуальная академическая мобильность», который был реализован в течение двух месяцев и объединил семь партнерских организаций различных стран, девять преподавателей и более 120 студентов. «Как показала практика, спрос на такого рода взаимодействие будет только расти», — заверила проректор.
Перспективы развития международной деятельности ТИУ до 2030 года
С целью развития экспорта образовательных услуг вуза на перспективу Ученым советом университета была принята «Дорожная карта по международной деятельности: экспорт и импорт образования на период 2021-2025 гг.». Планируется, что в рамках её реализации для иностранных граждан появятся программы дополнительного образования, будут организованы летние и зимние школы, расширится количество образовательных программ на английском языке, на иностранные языки переведут некоторые массовые онлайн-курсы. Всё это позволит увеличить долю иностранных студентов, численность иностранных слушателей МООК и программ ДПО, количество студентов и преподавателей на программах мобильности.
В заключение своего выступления проректор предложила следующие стратегические ориентиры университета в горизонте 2030 года. Открыть не менее трех представительств вуза за рубежом: в Китае, одной из стран Средней Азии, главной задачей которых станет повышение конкурентоспособности и репутации университета, продвижение образовательных программ и регулярный набор талантливых студентов из регионов присутствия. Кроме того, принято решение о поэтапном открытии двух совместных институтов в КНР (включая Университет Янцзы, на открытие которого в текущем году подана повторная заявка в Министерство образования Китая). Еще одной ключевой задачей станет обеспечение индексации научных журналов университета в международных системах Scopus и Web of Science.
Председатель Учёного совета Вероника Ефремова, резюмировала итоги обсуждения темы, отметив, что международное сотрудничество университета является ключевым фактором вхождения опорного вуза в мировое образовательное пространство, активного внедрения инноваций в учебный процесс, проведения прорывных научных исследований, увеличения студенческой и преподавательской мобильности. «Интернационализация образовательного и научно-исследовательского процессов неизменно входит в число приоритетных задач Тюменского индустриального университета и в новой Программе развития останется стратегически важным вектором развития вуза», — сказала она.
Комментарии