В Тюменском индустриальном университете активно внедряются электронные учебники и учебные пособия — современный образовательный ресурс, позволяющий не только получать знания, но и меняющий мировоззрение. Электронные издания пользуются большим спросом у молодого поколения. Эффективность их применения оценили представители профессорско-преподавательского состава. Издания красочны, интерактивны, безопасны и экономически доступны каждому, они вызывают интерес, повышают мотивацию к обучению и дальнейшему поиску информации.
В последние несколько лет создание единой информационно-образовательной среды вуза, внедрение современных электронных изданий в образовательный процесс стало устойчивым трендом, благодаря тому, что электронные учебники и учебные пособия наполнены интересным, полезным и качественным контентом.
«Электронный учебник – это не перенос бумажного варианта в электронный формат, это продукт, оснащенный обучающим мультимедийным материалом: виртуальными картинками и лабораторными работами. Читатель электронного учебника видит не просто буквы или статичные картинки, а реальные процессы, происходящие, например, на буровой, которые разворачиваются в перспективе, в движении. Он может выполнить лабораторную работу и проверить свои знания с помощью оценочных средств. Электронное издание – это очень эффективная, современная и интересная технология, которая получит ещё большее развитие в будущем», — отмечает директор Института дополнительного и дистанционного образования ТИУ Юрий Фролов.
В опорном университете разработкой электронных изданий занимается отдел электронного обучения и дистанционных образовательных технологий ИДДО. Цифровые продукты института становятся все более актуальными и востребованными студентами всех направлений. На данный момент в вузе уже разработано более 100 электронных изданий по различным направлениям подготовки, они внедрены в процесс реализации основных образовательных программ в соответствии с ФГОС 3++.
«Интерес к электронным изданиям легко объясним. Благодаря одновременному воздействию на пользователя графической, звуковой и визуальной информации, мультимедиа-средства обладают большим эмоциональным, зрелищным зарядом, что позволяет активно использовать их в образовательной практике. При этом благодаря возможности наглядно, зрелищно представлять информацию образовательное мультимедиа позволяет реализовать фундаментальный принцип наглядности в обучении на качественно новом уровне», — говорит специалист отдела электронного обучения и дистанционных образовательных технологий Елена Полкова.
Электронные образовательные ресурсы разрабатываются с использованием специализированного программного обеспечения iSpring Suite, в состав которого входят такие инструменты, как iSpring Converter Pro, позволяющие создавать интерактивные курсы на основе презентаций Power Point преподавателей; iSpring QuizMaker — редактор тестов и опросов, инструмент позволяет работать с аудио и видео изображениями, оценивать студентов, собирать обратную связь. Результаты тестирования каждого студента, при желании преподавателя, могут быть отправлены на электронную почту. Ещё один инструмент – iSpring Cam Pro — программа для записи скринкастов и создания видеотренигов, которая позволяет создавать видеолекции, добавлять учебный материал с видеосопровождением (как с экрана компьютера, так и с веб-камеры). Благодаря этому есть возможность монтировать видео с разных дорожек, добавлять звук и дополнять видеоряд текстом или графикой. Созданные электронные учебники и учебные пособия публикуются в формате HTML5, что позволяет изучать учебные материалы как на настольных, так и на мобильных устройствах.
В ТИУ электронные учебники и учебные пособия разрабатываются по всем направлениям и уровням образования. «Электронные издания оперативно, в соответствии с требованиями образовательных стандартов, решают вопросы, связанные с книгообеспеченностью образовательного и научного процессов вуза и самое главное востребованы», — отмечает директор Библиотечно-издательского комплекса ТИУ Дарья Каюкова.
Перед размещением в электронную библиотеку, образовательный ресурс проходит научную, педагогичную и техническую экспертизы. Кроме того, материалы для электронных образовательных ресурсов высоко оцениваются государственно-общественными организациями. Например, учебник «Микроэкономические основы деятельности фирмы в индустриальном секторе» (авторы: Ефремова В.В., А.М. Королёва, Т.В. Яблочкина) рекомендован учебно-методическим объединением Российской Академии Естествознания по классическому университету и техническому образованию в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки: 43.03.01 – «Сервис» (Профиль подготовки: «Сервис предприятий потребительского рынка»).
С каждым годом доля электронных изданий в образовательном процессе увеличивается. По мнению исследователей, электронные учебники не смогут полностью заменить традиционные печатные издания, но они уже доказали свою эффективность среди образовательных ресурсов для обучения современной, уже давно подкованной в информационных технологиях молодежи.
Комментарии