В ТюмГНГУ прошла II Межрегиональная геологическая олимпиада школьников «Геологика». Традиционно она проходит при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и ООО «РН-Уватнефтегаз».
В этом году участниками стали представители 7 регионов Урала и Сибири – Красноярского и Пермского краев, Омской, Свердловской, Тюменской, Новосибирской и Челябинской областей. Более сотни увлеченных естественными науками ребят показали знания по минералогии и петрографии, палеонтологии и полевой геологии, прошли геологическое тестирование и защитили собственные научно-исследовательские и реферативные проекты.
«Есть такой термин, как синергетический эффект, это когда два плюс два – равно не четыре, а больше, просто потому что все процессы проведены и организованы правильно. На примере «Геологики» можно сказать, что мы и учим, и учимся. Именно у этих ребятишек в головах столько светлых идей, в их руках столько энергии, что мы можем рассчитывать на синергетический эффект и для вуза, и для ключевых отраслей экономики, и для ключевых регионов страны, — комментирует проректор по научной работе ТюмГНГУ Павел Евтин. — Мы понимаем, что предприятия заинтересованы в результатах этой олимпиады, которые зависят в первую очередь от нас, как от организаторов. Со школьниками нужно заниматься уже сейчас, потому что потом как специалисты они будут знать, на какое предприятие пойдут, на какие особенности стоит обратить внимание в процессе образования, и поэтому придут профессионалами уже на 102 процента».
Жюри, в состав которого вошли преподаватели Нефтегазового университета, Тюменского государственного архитектурно-строительного университета, специалисты ведущих нефтегазовых компаний, таких как ООО «РН-Уватнефтегаз», «СургутНИПИнефть» и ООО «Газпром геологоразведка», представители студенческого отделения Европейской ассоциации геоучёных и инженеров EAGE, учителя тюменских школ и эксперты Торгово-промышленной палаты Тюменской области, определяли победителей по трем возрастным группам. Участниками младшей группы стали совсем юные геологи — со 2 по 4 класс.
«Для нас это новшество. И мы несколько поменяли формат работ, — рассказывает руководитель оргкомитета олимпиады, зам. директора НОЦ «Геология нефти и газа» Павел Смирнов, — нам, безусловно, приятно, что уже в таком возрасте ребята проявляют интерес к геологии. Пусть работы у них немного дилетантские, изложенные в детской форме, но в олимпиаде участвуют ребята замотивированные, начитанные, интересующиеся. А если говорить о старших возрастных группах, у них грамотная речь, они многое видели своими глазами, и поэтому я оцениваю их уровень, как высокий. В целях повышения статусности олимпиады в будущем я планирую сделать для старшеклассников льготы при поступлении. Я думаю, что это увеличит количество желающих и позволит войти олимпиаде в некий топ мероприятий по всей России».
Представленные работы — абсолютно разные. Большинство посвящено интересным геологическим объектам: обнажениям, особенностям национальных парков, заповедников. Кто-то написал о своих первых находках останках древних динозавров, ящеров, моллюсков, многие рассказали про свои собственные коллекции минералов. Старшие ребята поднимают серьезные темы, разрабатывают методологию, например, исследуют йодные воды Тюменской области, ожелезнение в четвертичных, молодых отложениях. Написанные ими материалы можно назвать полноценными научными работами.
Ученик 10 класса Егор Приступов уже 4 года занимается в геологическом кружке ЮГП «Монолит» (г. Пермь). Он был участником многих олимпиад, в частности Х Всероссийской открытой полевой олимпиады юных геологов, которая проходила в Тюмени в августе 2015 года. В своей научно-исследовательской работе Егор исследует уникальные образцы ископаемой флоры. Возраст их составляет 250 миллионов лет.
«Хотелось бы сделать описываемое мной отложение памятником природы палеонтологическим и стратиграфическим. На образце можно увидеть отпечатки папоротника, уникальной сохранности, очень хорошо видно жилкование образца, — рассказывает Егор. — Моё увлечение геологией началось с походов, я ездил на разные полевые работы, и в одной из них узнал, что можно изучать отпечатки флоры, это меня еще больше увлекло. В будущем планирую посвятить себя науке, внести какой-то вклад, например, мечтаю открыть месторождение, хочу попасть в историю как геолог-первооткрыватель. А для того, чтобы получить необходимые знания, планирую поступать в Тюменский нефтегазовый университет».
В отличие от Егора ученик 4 класса Владислав Михалев геологией занимается всего год, в геологическом кружке геологического воспитания СО РАН (г. Новосибирск).
«У меня дома достаточно много разных минералов, но больше всего мне нравится цитрин – разновидность кварца, в основном желтого цвета. В процессе подготовки к олимпиаде я узнал, что трилобиты жили в палеозое, изучил, какие динозавры были распространены в каждую эпоху, выучил минералы, их твердость, спаянность. В будущем я хочу стать геологом, потому что это очень интересно», — делится впечатлениями Владислав.
Больше всего участникам олимпиады понравилось проходить геологические станции: минералогия и петрография, полевая геология, цветные камни, геологические процессы и полезные ископаемые. Для каждой из них были разработаны свои правила, условия, регламенты и нормы. Необходимо было знать каменный материал, уметь читать карты и владеть компасом.
Победители в конкурсе научно-исследовательских работ:
Младшая группа:
Лев Болков (4 класс, г. Екатеринбург) – диплом «За полевые геологические исследования»
Кирилл Валитов (3 класс, г. Екатеринбург) – диплом «За творческий подход к разработке темы»
Артем Гербер (5 класс, г. Челябинск) – диплом «За вклад в систематику музейного образца»
Кирилл Жимулев (6 класс, г. Новосибирск) — диплом «За разработку методики изготовления минеральных красок»
Михаил Староконь (6 класс, г. Новосибирск) – 3 место
Влада Шевченко (4 класс, г. Новосибирск) – 2 место
Маргарита Олейник (5 класс, г. Боготол) – 1 место
Средняя группа:
Александра Ананьина (8 класс, г. Екатеринбург) – диплом «За социальную направленность»
Михаил Томаткин (7 класс, г. Екатеринбург) – 3 место
Олеся Муратова (7 класс, г. Новосибирск) – 2 место
Варвара Зайцева (8 класс, г. Тюмень) – 1 место
Старшая группа:
Егор Приступов (10 класс, г. Пермь) – 3 место
Дарья Аксенова (11 класс, г. Тюмень) – 2 место
Никита Уткин (11 класс, г. Тюмень) – 1 место
Теоретический тур:
Младшая группа:
Владислав Михалев (4 класс, г. Новосибирск) – 3 место
Максим Подбережный (5 класс, г. Новосибирск) – 2 место
Семен Чунжин (6 класс, г. Пермь) – 1 место
Средняя группа:
Роман Рыбалко (7 класс, г. Тюмень) – 3 место
Владимир Князев (9 класс, г. Тюмень) – 2 место
Александр Меньшиков (7 класс, г. Тюмень) – 1 место
Старшая группа:
Егор Приступов (10 класс, г. Пермь) – 3 место
Александр Братилов (2 курс колледж, г. Пермь) – 2 место
Екатерина Битюкова (11 класс, г. Тюмень) – 1 место
Комментарии