Первый
проректор Тюменского индустриального университета Раис Абдразаков рассказал
участникам ученого совета о новой модели высшего образования – основных
принципах ее работы и новых подходах к подготовке кадров под существующие и
будущие потребности экономики региона. Заседание
ученого совета состоялось 30 октября.
Масштабная
работа по переходу на новую модель высшего образования проводится в
соответствии с поручением Президента России Владимира Путина. В 2023 году глава
государства в послании Федеральному Собранию подчеркнул, что в высшей школе
назрели существенные изменения и обусловлены они тем, что есть новые требования
к специалистам в экономике и социальных отраслях. При этом на принципиальном
уровне было обозначено, что нужно взять все лучшее, что было в советской
системе образования и в опыте последних десятилетий.
С
этой целью в том же году стартовал пилотный проект, направленный на отработку
ключевых изменений, которые в последующем распространятся на всю систему
высшего образования.
Как отметил глава Минобрнауки Валерий Фальков, новая модель это не революционный, а эволюционный
шаг. В конечном итоге все изменения внутри системы должны вести к повышению качества
образования, к тому, чтобы российские университеты готовили специалистов более
четко как под текущие задачи, так и под перспективные потребности рынка труда.
«Успешность
перехода на новую модель высшего образования зависит прежде всего от вас, от
каждого преподавателя и сотрудника университета. Именно поэтому так важно четко
определиться с целеполаганием. Сделать это таким образом, чтобы его одинаково
понимали все – от руководства министерства до преподавателя кафедры. Преобразования
не сводятся к изменениям сроков обучения и уровней образования. Они должны
носить комплексный характер и касаться содержания образовательных программ,
материально-технической базы университетов, учебной нагрузки и вознаграждения
преподавателей, их квалификации, взаимодействия университетов с рынком труда, а
также самого перечня специальностей и направлений подготовки высшего
образования», – подчеркнул министр.
Первый
проректор ТИУ Раис
Абдразаков отметил что, ключевое преимущество новой модели – ее гибкость,
сочетание фундаментальных основ с реальной практикой.
«Необходимость новой системы
связана не только с противоречиями в связке бакалавриата с магистратурой и
специалитета. Это новая ситуация в экономике и на рынке труда,
технологический переход, конкуренция на международном рынке, защита
культурно-ценностного основания образования», – сказал он.
Ключевые изменения в системе
высшего образования:
· Вводится единый уровень – высшее образование
(новая модель обеспечит подготовку полноценных специалистов в один такт).
· Срок получения образования должен быть
достаточным для завершенной подготовки. Для большинства ключевых специальностей
– инженеров, врачей, учителей – срок обучения составит 5 лет. Будут и более
короткие 4-летние программы, например, для сферы туризма и индустрии
гостеприимства. 6-летнее образование будет предусмотрено по более сложным
наукоемким видам деятельности.
· Будут обновлены государственные образовательные
стандарты. В их основе будет единое ядро, состоящее из социо-гуманитарной и
фундаментальной частей. Принципы, которые положены в разработку стандартов, –
это обязательное увеличение практической подготовки и гибкость, то есть
возможность подстраивать образование на старших курсах под потребности рынка
труда, работодателя и конкретного студента.
· Важной частью новой модели должна стать более
тесная связь высшего образования с системой среднего профессионального
образования.
· В составе федеральных учебно-методических
объединений должно быть не менее половины работодателей, которые будут
транслировать ожидания от системы высшего образования.
· Магистратура будет сосредоточена в вузах и
научных институтах, где для этого есть соответствующие кадры и
учебно-материальная база.
· Минобрнауки России вместе с университетами и
работодателями разрабатывает новый перечень специальностей, отвечающий
современным вызовам.
Центр
по внешним коммуникациям ТИУ,
по
материалам Минобрнауки России
Комментарии