Иногда мне кажется, что это решение было само собой разумеющимся. Мой папа, Иван Федорович Плеханов, после окончания Саратовского политехнического института в 1968 году выбрал местом своей будущей работы Тюменский индустриальный институт. Приехав с мамой в Тюмень, он поступил в аспирантуру ТИИ, успешно защитил кандидатскую диссертацию. Продолжил работу уже доцентом, занимаясь преподавательской деятельностью и научными изысканиями. В силу обстоятельств ему приходилось довольно часто брать меня с собой, и пока он занимался своими делами, я ходил по лабораториям машиностроительного факультета и заводил знакомства с его коллегами. После окончания школы в 1992 году я поступил на машиностроительный факультет ТИИ, а диплом получал уже Тюменского государственного нефтегазового университета. По приглашению заведующего кафедрой материаловедения Ковенского Ильи Моисеевича пришел на кафедру инженером, далее была заочная аспирантура, преподавание, защита кандидатской и работа в должности доцента кафедры МТКМ ТИУ. Вот такая история.
Запомнилось волнение перед самым первым занятием, но страха не было. Это была лабораторная работа у заочников. А они все люди взрослые, почти вдвое старше меня, пришли с предприятий, настоящие производственники. В мыслях было только одно – не забыть бы чего из учебного материала и не сказать лишнего. В результате задачи лабораторной были выполнены, все остались довольны. Ну, по крайней мере, я-то точно.
Из всех соцсетей у меня есть аккаунты только в «Вконтакте» и «Одноклассниках». Но подписок нет. Безусловно, там есть что посмотреть, но еще больше того, что смотреть совершенно не стоит и не хочется. Из контента просматриваю историю, политику, инженерию и авто.
Думаю, дело не в возрасте. Если у преподавателя и студентов есть взаимная заинтересованность в процессе общения, то ни возраст, ни статус значения не имеют. Я за собой не замечал, что разговариваю не «на их языке». Но если мне что-то из услышанного непонятно, я обязательно спрашиваю, почему так говорят, откуда такой термин или слово. Они не отказывают и все поясняют.
Наверное, он стал более технологичным, если такой термин применим. Сейчас у каждого студента есть компьютер, смартфон с выходом в «эфир». Девайсы дают большие возможности для обучения: быть постоянно на связи, оперативно искать информацию, более качественно выполнять работы и различные задания. Нужно только уметь отбирать достоверную информацию, потому что в дебрях интернета чего только нет – это вам не в библиотеке книжку взять, тут другое.
Шпаргалки, конечно, писать приходилось, но не всегда была необходимость ими пользоваться. Любой школьник и студент знает, что в процессе подготовки шпаргалки материал быстрее запоминается, потому что шпаргалка – это суть вопроса. Она должна быть не объемной, а для этого из изучаемого материала необходимо вычленить главное. И уже на главное, как на скелет, наращивается «мясо» ответа на вопрос. Поэтому, на мой взгляд, шпаргалки вещь полезная – они систематизируют и помогают запомнить основные моменты учебного материала.
Было необычно. Совсем другая атмосфера по сравнению со школой – никто никого ничего не заставлял делать, все по-взрослому. Хочешь – учись и набирайся знаний, не хочешь – отчислят. К слову сказать, на первый курс «Машинки» нас поступило около 180 человек – 6 групп. А закончило всего 3 группы. Вот такая арифметика.
Смотря о какой работе идет речь. Хороший специалист, например, аттестованный сварщик высокого уровня, может зарабатывать больше инженера с высшим образованием. Если речь о руководящей должности, то без высшего образования не обойтись. Поэтому каждый выбор делает сам – получать образование или нет.
«Зачем нам изучать ваш предмет? Зачем он нужен вообще?». Обычно они подразумевают, что знания о материалах и технологиях их получения и обработки не очень нужны в профессиональной деятельности. Приходится объяснять, что в любой области, начиная от машиностроения и заканчивая медициной, используются свои металлические и неметаллические материалы, и от того, насколько правильно эти материалы подобраны и обработаны для определенных целей, будут зависеть результаты работы не только конкретного человека, но и предприятия, и отрасли в целом. Пока такой довод срабатывает.
Комментарии