Мы продолжаем цикл публикаций, посвященных нашим выдающимся выпускникам. В числе тех, кого университет считает своей гордостью — вице-президент ПАО «Запсибкомбанк», председатель правления Ассоциации по развитию информационных технологий Тюменской области Андрей Сидоров. Андрей Юрьевич уверен, что вуз помог сформировать ему такие основные качества, как стремление преодолевать себя, самоорганизацию, коммуникабельность и неравнодушное отношение к проблемам, что в будущем помогло ему добиться успеха.
«Когда я поступал в вуз, конкурс был семь человек на место. Это серьезный вызов, — рассказывает Андрей Юрьевич. – Средний балл по аттестату 4,5, поэтому я сдавал два предмета: математику и физику. В математике не сомневался, я участник школьных олимпиад, а вот по физике уже после первой консультации понял, что шансы мои не очень большие. Но я хотел поступить и стать высококвалифицированным специалистом, поэтому полтора месяца учил курс физики самостоятельно. Один из учебников на три раза прочитал. И в результате экзамен написал за 15 минут – на пять баллов. Это стало доказательством того, что ничего невозможного нет. Если цель есть, то ты это сделаешь».
Что такое самоорганизация, Андрей Сидоров узнал сразу, как только начались сессии. Требования в вузе иные, чем в школе, уровень преподавания высшей математики сильно отличался. В течение семестра никто не подгоняет, оценки не ставит, система высшего образования в целом и индустриальный институт в частности быстро научили студента самостоятельно работать с материалом. И он понял, что результат сессии зависит от того, насколько хорошо сам поработал. Очень скоро молодой человек осознал, что инициатива, общение, коммуникации с преподавателями позволяют к старшим курсам сдавать что-то легче. Знания — не всегда основа успеха, должны быть еще и коммуникабельность, воля, целеустремленность и неравнодушное отношение к проблемам, в частности, если говорить уже о работе, неравнодушное отношение к проблемам заказчика.
«В вузе я приобрел эти черты и, когда начал работать, это позволяло мне быть более эффективным, чем другие. Мне удалось сделать карьеру, потому что я всегда хотел делать всё хорошо, всегда вникал в суть проблемы. Поэтому вуз в становлении моего мировоззрения сыграл важную роль», — отмечает Андрей Сидоров.
Профессия будущего
Выпускник ТИИ окончил вуз по направлению «Автоматизированные системы обработки информации и управления». Он с детства знал, чем хочет заниматься, в школьные годы вместе с отцом собрал первый компьютер с помощью инструкции в журнале «Радио-86». Отец Андрея Юрьевича — тоже выпускник Тюменского индустриального, инженер, всю жизнь проработал в сфере связи: на телевидении, строил радиорелейные линии, обеспечивал связь в нефтянке. Всю жизнь он увлекался программированием, информационными системами и технологиями. В какой-то степени он и повлиял на то, что сын выбрал профессию будущего.
«Папа сказал: в нашу жизнь пришли компьютеры, и дальше всё большее значение будут иметь программисты, — вспоминает Андрей Юрьевич. — Это были 1987-1988 годы. Время было тяжелое, сложная экономическая ситуация в стране, и ехать куда-то в неизвестность не хотелось. В Тюмени были все условия: родители, поддержка и лучший технический вуз. Тюменский индустриальный университет и сегодня выгодно отличается — я это точно могу сказать, поскольку сам принимал на работу людей — с точки зрения подготовки кадров именно практической, ярко выраженной отраслевой направленности. Инженеры Нефтегаза сразу готовы в бой. А вот другие вузы часто готовят больше теоретиков, нежели практиков».
Физика мозги «ставит на место», учит думать, мыслить и развивает абстрактное мышление
Андрей Сидоров с теплотой вспоминает своих учителей. Преподаватель физики Баженов Спартак Петрович на первых же парах обозначил свою позицию: физика мозги ставит правильно, учит думать, мыслить и развивает абстрактное мышление. У Спартака Петровича были свои методы: отличникам за помарку в черновике он мог поставить двойку, а двоечнику за ответ на простой вопрос – пятерку. На одной из контрольных студент Андрей Сидоров сделал ошибку, посчитав энергию электронов через формулу энергии, и получил двойку, нужно было считать через массу электронов. В дипломе у него по физике четверка, но обиды на преподавателя нет. Есть только понимание, что всё справедливо: чем больше знаешь и умеешь, тем больше требований. Этот философский подход Спартака Петровича Андрей Сидоров запомнил на всю жизнь.
Андрей Сидоров с теплотой вспоминает своих учителей. Преподаватель физики Баженов Спартак Петрович на первых же парах обозначил свою позицию: физика мозги ставит правильно, учит думать, мыслить и развивает абстрактное мышление. У Спартака Петровича были свои методы: отличникам за помарку в черновике он мог поставить двойку, а двоечнику за ответ на простой вопрос – пятерку. На одной из контрольных студент Андрей Сидоров сделал ошибку, посчитав энергию электронов через формулу энергии, и получил двойку, нужно было считать через массу электронов. В дипломе у него по физике четверка, но обиды на преподавателя нет. Есть только понимание, что всё справедливо: чем больше знаешь и умеешь, тем больше требований. Этот философский подход Спартака Петровича Андрей Сидоров запомнил на всю жизнь.
С удовольствием он вспоминает заведующую кафедрой Марту Андреевну Скалкину. Она умела красиво рассказывать про сложные вещи, хотелось идти читать учебник и дальше изучать.
«Я был в восторге от начертательной геометрии, — рассказывает Андрей Юрьевич. — Как на самом деле нарисовать сложный разрез, сложные детали, пользуясь достаточно простыми правилами — гениально! Козодоев Леонид Васильевич показал нам коммерческую жилку, убедил, что в основе бизнеса лежат хорошие знания и их нужно превращать в деньги. Я понял, что мои знания имеют ценность. Мне посчастливилось с ним поработать. В наше время все студенты работали, нужно было как-то выживать, хотя успевали всё: учились на дневном отделении, ходили на лекции и экзамены успешно сдавали».
Все составляющие весёлой студенческой жизни тоже присутствовали: дружная уборка урожая, спортивные соревнования между факультетами и успешные выступления на любимом фестивале «На клавишах весны». Андрею Юрьевичу даже выпала честь участвовать в строительстве третьего корпуса вуза – известного в народе, как «матрас». После поступления, ему вручили лом, лопату и отправили копать траншею под фундамент корпуса, ставшего родным.
«У нас был золотой поток и такое счастливое перестроечное студенчество»
Андрей Сидоров учился в вузе в то время, когда всё шло к распаду Советского Союза, всё менялось. Произошла парадоксальная ситуация, компьютеры появились, а специалистов еще не было. От больших машин переходили к персональным компьютерам.
«Мы работали практически с первого курса и к четвертому, со стажем работы три года, знали больше, чем некоторые преподаватели. Интересно, что именно эти условия помогли многим из нас добиться успеха, сейчас мои одногруппники — успешные IT-специалисты — работают в банковской сфере, в нефтяных компаниях, занимают высокие посты. Но есть и те, кто поменял профессию, например, девушки стали экономистами, потому что айтишник во всех сферах разбирается и является самым лучшим пользователем. На мой взгляд, у нас был золотой поток, и учились мы в очень удачное время. У нас было такое перестроечное студенчество».
Условия только закаляли молодежь, как вспоминает Андрей Юрьевич, на повышенную стипендию вполне можно было жить и отметки в зачетку получали заслужено. Двенадцать человек из потока окончили вуз с красными дипломами и доказали, что это справедливо.
«Они все выдающиеся люди, и я считаю, что у них были настоящие красные дипломы, а сейчас бывают ситуации, что с красными дипломами приходят люди, которые не стоят и синего диплома».
«Я хочу изменить мировоззрение студентов, чтобы они были более эффективными»
Не первый год Андрей Юрьевич Сидоров читает лекции для студентов родной кафедры кибернетических систем в Институте геологии и нефтегазодобычи.
«Когда выпускник вуза приходит устраиваться на работу, даже не специальные знания, а картинка мира, мировоззрение, не позволяет им быть эффективными. И поэтому мои лекции направлены на то, чтобы рассказать людям о карьере, чем отличаются успешные люди от неуспешных. Это позволяет мне взять «на заметку» тех, кто проявил интерес, я их направляю. Если подошли, задают вопросы, значит, их что-то зацепило, какая-то самонастройка произошла. С этими людьми можно работать, подрастить, подтянуть», — говорит Андрей Юрьевич.
Он уверен, что системно брошенная в сообщество идея будет муссироваться, и есть шансы на то, что люди зрелыми подойдут к трудоустройству. Это будут уже не студенты, которые считают, что их все на предприятии ждут, им все должны, а выпускники, которые знают, что они хотят и что могут предложить работодателям.
«Люди, которые были на моих лекциях, цитируют какие-то вещи, то есть это бесследно не проходит. Да и у меня есть потребность читать лекции, общаться с ребятами. Все мы эгоисты в какой-то степени, и у меня есть эгоистический интерес, мне важно кому-то рассказать то, что я знаю», — резюмирует Андрей Сидоров.
С юбилеем, альма-матер!
Выпускнику ТИИ нравится, что в вузе современная материально-техническая база. У преподавателей есть стратегическое видение, куда вести студентов, они стараются что-то привнести в процесс обучения, сделать все хорошо и качественно.
«Я считаю, что сейчас достойный уровень у вуза. Желаю вузу продолжать развиваться, смотреть открыто на мир, общаться больше с предприятиями, совместно учить студентов. Важно развивать в вузе научную школу, не бояться исследовать что-то перспективное, что потенциально может принести эффект. У вуза, как ни у кого, есть ресурсы, время и самое главное талантливые, энергичные, мотивированные студенты, — подчеркнул Андрей Сидоров. — Я бы вузу пожелал быть более открытым, более инновационным, быть смелым и поддерживать в своих преподавателях, аспирантах, студентах вот эту тягу ко всему новому, не забывая о том, что всё хорошо освоенное старое тоже хорошо».
Комментарии