С начала учебного года на кафедре бурения нефтяных и газовых скважин Тюменского государственного нефтегазового университета стартовал пилотный проект практико-ориентированного обучения. Цель проекта заключается в подготовке высококвалифицированного выпускника соответствующего конкретным требованиям предприятия. Задачи, которые поставил перед собой университет — это создание необходимой обучающей среды с использованием прикладных методов на площадках предприятий. В процессе обучения используется как лабораторная база кафедры бурения, так и тренажерное оборудование, кроме того, часть практических и лабораторных занятий проводится в сетевой форме взаимодействия с ведущими предприятиями-партнерами.
«На пути становления опорного регионального вуза главная задача — это повышение качества подготовки наших студентов, — комментирует и.о. заведующего кафедрой, к.т.н Владимир Долгушин. — С целью решения этого вопроса мы запустили проект модульного обучения, в процессе реализации которого мы сможем повысить востребованность наших выпускников, актуализировать программы подготовки под требования заказчика. Также благодаря реализации проекта сократится адаптационный период при трудоустройстве выпускников на конкретные предприятия, повысится их конкурентоспособность. Лейтмотив данного проекта — самых лучших в России буровиков готовят в Тюменском государственном нефтегазовом университете».
По системе практико-ориентированного обучения дисциплины базовой части учебного плана студенты проходят на 1-2 курсе. На 3 и 4 курсе учебная программа разделена на отдельные модули. При этом очная годовая нагрузка сжимается до полутора месяцев по часам оставаясь той же самой. В остальное высвободившееся время студенты небольшими группами по 3-4 человека отправляются на производство в ведущие нефтегазовые компании, где они проходят один из этапов строительства скважины, который только что изучили в теории. Часть практических и лабораторных занятий проводят будущие работодатели – предприятия-партнеры вуза. В течение шести недель ежесеместрового практико-теоретического обучения на предприятии студенты непосредственно участвуют в цикле строительства скважины под руководством наставника. В рамках программы предусмотрены такие модули, как «Технология бурения», «Заканчивание скважин», «Реконструкция и восстановление скважин» и «Технологические жидкости».
Отметим, что предприятия участвуют не только в процессе обучения студентов. Одна из ролей – это оценка теоретических и практических знаний, полученных студентом в вузе в процессе изучения отдельно взятого модуля. Таким образом, преподаватели вуза должны заложить студентам профессиональные компетенции, которые соответствуют федеральным государственным образовательным стандартам по подготовке бакалавров по специальности бурение, а с предприятиями-партнерами согласован некий профессиональный стандарт, которому должен соответствовать выпускник при приеме на работу именно в данную компанию. Срез знаний проходит после теоретического обучения в каждом семестре и после прохождения практики на предприятии. На каждого студента заполняется форма обратной связи, указываются его сильные и слабые стороны, над чем ему нужно поработать. При этом оценка знаний проходит в период классической сессии, а знания оценивают не тот, кто преподает. Но летнюю практику, никто не отменяет, её студенты могут пройти на предприятии, которые выберут сами. Здесь они уже могут работать по рабочим профессиям и зарабатывать денежные средства.
Предприятия-партнеры принимают в проекте самое непосредственное участие
Предприятия уже заинтересовались разработанной системой. В частности, не так давно состоялась встреча с представителями компании «Сургутнефтегаз», в том числе и с руководителями управления по работе с персоналом. На встрече присутствовали студенты, которые проходили обучение, и преподаватели, задействованные в обучении.
«Наши партнеры видят важность и ценность этого подхода и готовы принимать в нем самое непосредственное участие. Они заинтересованы в том, чтобы региональный опорный вуз становился и развивался, подготовка по нефтегазовому делу велась на соответствующем уровне. В будущем мы планируем, что компании сами будут заказывать необходимое им количество выпускников по программам. Перед распределением очников по направлениям подготовки мы будем проводить предварительный отбор, объяснять им то, что ждут от них предприятия, чего ждём мы, и каким требованиям они должны соответствовать. Взамен они получат соответствующий уровень подготовки и заинтересованность предприятий в них, как в качественных, квалифицированных кадрах», — подчеркивает Владимир Долгушин.
На сегодняшний день участниками проекта стали такие предприятия, как завод «Геомаш», «НьюТекСервисез», «Интегра-Бурение», «КогалымНИПИнефть»,«ТюменНИИгипрогаз», «РН-Уватнефтегаз», «Газпром Уренгой Бурение» и «Сургутнефтегаз».
С 1 сентября 2016 года также по сетевой форме планируется взаимодействие с ведущими вузами страны и тюменскими исследовательскими институтами по подготовке магистрантов по трем основным направлениям: технология вскрытия продуктивных пластов, бурения горизонтальных скважин и капитальный ремонт скважин. Рассматривается вариант проведения одной из магистерских программ профиля бурения на английском языке для иностранных студентов с 1 сентября 2017 года.
Комментарии