В том или ином виде концепция «Умного города», или Smart City, сегодня реализована в 2500 городах по всему миру. Она предполагает создание такой системы, при которой существующие ресурсы городских служб используются максимально эффективно, обеспечивая максимальную безопасность городской жизни. С инициативой разработки Smart City в Тюмени в прошлом году выступил Тюменский индустриальный университет. О первых результатах работы в рамках программы рассказывает автор проекта — профессор, доктор технических наук, заведующий кафедрой автомобильного транспорта, строительных и дорожных машин ТИУ Олег Данилов.
— Олег Федорович, в чем состоит уникальность проекта?
— Начну с того, что представление о Smart City, как таковом, у всех разное. Есть мировые лидеры в разработке умных городов. Среди них наиболее успешна IBM, реализовавшая десятки городов в Северной Америке, Европе, Корее. Но даже их позицию по многим вопросам сложно назвать однозначной. Хотя в основе своей представления о них едины. Город, как огромная система, включающая в себя множество различных подсистем — энергетика, экология, дороги, пассажирский транспорт, безопасность, медицина и др. И всеми ими нужно управлять. Управление в современном мире поставлено на цифровые, или умные, smart-технологии. Они обеспечивают одновременную работу всех городских служб, от количества которых, в принципе, зависит, насколько умный мы имеем город. Чем выше интеллект, тем больше вычислительный кластер, на сервера которого отовсюду поступает огромное количество информации, массивы данных (Big Data) о состоянии систем водоснабжения, водоотведения, энергоснабжения, аварийных ситуациях, штатных и прочих. Конкретный пример: где-то в системе произошла утечка воды, её зафиксировали специальные датчики, подавшие сигнал об этом в вычислительный кластер. Компьютер принимает решение – перекрыть задвижку. Задвижка перекрыта, дальше он рекомендует оператору, каким образом устранить аварию. Оператор отправляет на место ремонтную бригаду, либо корректирует данное решение, либо принимает дополнительное. Это и есть умный город, управляется всё!
— В той или иной мере умными технологиями сегодня занимаются и энергетики, и коммунальщики, и безопасники…
— Но они делают это инициативно и разрозненно. Информация обрабатывается на их серверах, они сами принимают какие-то решения. Наша цель состоит в том, чтобы объединить все эти усилия, создать масштаб решения этой непростой задачи, обеспечить диалог между теми, кому предстоит ее решить — как это должно быть. Мы нацелены, чтобы уже к концу 2018 года представить городу некую последовательность, план реализации проекта тюменского Smart City.
— Разработка концепции уже ведется?
— Да, сначала необходимо представить общее видение, без этого формировать отдельные решения – нерационально. Мы создадим концепцию, что такое умный город в Тюмени, как он должен выглядеть с точки зрения представленных подсистем, насколько масштабный должен быть кластер, какие решения принимаются. Параллельно прорабатываем дорожную карту проекта, его приоритеты с обзором, рекомендациями по использованию новых технологий. Говоря, например, об умной медицине, привлечем наш медицинский университет и всех людей, занятых в области интеллектуального здравоохранения: они имеют наиболее полное представление о состоянии данной подсистемы, провели бенчмарки, проанализировали успехи, неудачи, накопили огромное количество материала, который может и должен войти в дорожную карту и концепцию Smart City. То есть, мы должны это всё вместе увидеть.
— Какую роль играет при этом университет?
— Связующего звена между всеми участниками проекта. Наша главная роль – координация процесса, усилий многих людей и организаций по созданию цифровой столицы региона. Работа должна происходить целенаправленно и системно. Мы взялись обеспечить необходимое взаимодействие. Мы, в принципе, готовы объединить тех, кто занимается этим направлением. Нам важно собрать группу единомышленников, которая сможет многое сделать. Сейчас мы создаем коворкинг-центр — площадку для общения, там смогут встречаться наши люди — с горящими глазами, деятельные, увлеченные. Там, возможно, родится стартаповское движение, новые ассоциации всех тех, кому это по-настоящему интересно. На самом деле таких людей в городе очень много. Если у нас получится всех их объединить, тогда будет успех.
— Мы можем говорить о том, что в рамках проекта у нас родятся какие-то новые технологии, разработки?
— Безусловно. В его условиях четко прописана разработка программно-аппаратных комплексов и решений. Поскольку мы представляем технический вуз, проект Smart City сам по себе в большей степени воспринимается нами как инжиниринговый. Все наработки для «Умного города» в будущем можно переложить в учебные планы, рабочие программы, их можно будет преподавать и изучать. Все это в очередной раз будет работать на повышение качества подготовки нашего выпускника. Но перед вузом сегодня стоят другие, более глобальные задачи. В высшем образовании сегодня происходит революция. Мы, как и весь мир, переходим на новые технологии, осваиваем огромное количество различных нововведений, креативных идей. Нам важно хотя бы не отстать от всех, вобрать, применить на практике наиболее интересные подходы, которые реализуются сегодня ведущими вузами.
— Вы имеете в виду проектное обучение?
— Это наиболее передовая технология в вузовском образовании. Формируется команда, перед ней на определенное время ставится определенная задача. При этом задача – многоплановая, междисциплинарная. Нужно проработать правовую сторону вопроса — экономическую, техническую, организационную, содержание, алгоритмирование, программирование. Как минимум десяток направлений и столько же специалистов. Наш «ивэтэшник», конечно, выполнит правовую часть, но на двойку. Это понятно, его этому не учили. Группа же, в которую входит соответствующий специалист — юрист, правовед, знающий, где и какие документы ему необходимо найти, составить, с большой долей вероятности отработает право на 4 или на 5. Все то же самое касается и экономики, и техники, любой стороны дела. С помощью таких проектных групп мы можем научить ребят решать реальные производственные задачи. Причем разные – меж- и узкодисциплинарные, организационные, технологические, технические, управленческие и др. Проектное обучение, кроме того, актуализирует роль базовых кафедр, что тоже приближает нас к реальной жизни – практике производства. Условно говоря, мы готовим автомобилистов, специалистов по организации дорожного движения, при этом в городе действует организация, которая отвечает за данное направление работы. На ее уровне формируются необходимые нам «острые» задачи. Сегодня мы нацелены наладить более плотный контакт с профильными предприятиями, по возможности организовать при них свои базовые кафедры.
— ТИУ планирует создание базовых кафедр в рамках проекта Smart City?
— В ходе проекта планируется создание как минимум двух-трех базовых кафедр. Первая – кафедра энергетики, разрабатывающая проект Smart Grid – «Умная энергетика». Проект Big Data отчасти уже реализуется на базе нефтехимического холдинга СИБУР, в Тобольске. Третью базовую кафедру планируем организовать по проекту «Умная дорога», совместно с «Тюменьгортрансом», уже давно и достаточно успешно реализующим собственную интеллектуальную систему управления транспортом.
— Как «Умный город» повлияет на магистерские программы университета?
— Непростая тема, но актуальная. Надо признать, что уровень обновления знаний наших студентов в области IТ, например, составляет 50% в год. Это означает, что через два года их нужно учить некоторым вещам заново. Уровень обновления знаний в среднем, взять даже 30%, это среднестатистическая оценка, за четыре года обучения дает в сумме 120%. Четыре года в бакалавриате, два – в магистратуре, два – на лицензирование и аккредитацию. Итого получается 8 лет, а с аспирантурой вообще 12 лет, а профессии, специалисты нужны уже в этом году, через год, два. Вузу, в целом, необходима новая образовательная модель, прежде всего, учитывающая потребности рынка. Сегодня он требует, например, прорабов-вотчеров – продвинутых специалистов, способных одновременно управлять несколькими проектами. Нам надо четко рассчитать, сможем ли мы готовить таких специалистов, когда сможем их выпустить, но главное — как будем обучать? Что это будет — программа магистратуры, профиль бакалавриата или дополнительное образование? Все это нужно воплотить с учетом потребностей рынка.
— ТИУ сегодня способен применить эту модель?
— У нас нет другого выхода. Если мы этого не сделаем, в скором времени окажемся на задворках истории. Опорный вуз обязан обеспечить кадрами региональную экономику. Потребность в квалифицированных инженерах сегодня очень высока. Мы даем качественный результат: используем обновленные программы, научные инжиниринговые достижения… Но не выполняем заказ рынка. Рынок вовсю использует smart-технологии, требует профильных специалистов, подкованных в области IТ. Транспортник должен разрабатывать АСУ ДД, хотя бы в составе той проектной рабочей группы, которая этим занимается. Мы должны выстраивать именно такую систему работы. Иначе останемся просто хорошим вузом, сильным, крупным, который готовит рядовых инженеров. Рынок требует другого.
— В разработку концепции «Умного города» уже включились восемь кафедр ТИУ, пул внутренних участников растет. Расскажите о внешних стейкхолдерах проекта.
— По внутренним участникам подчеркну. Мы не будем тянуть всех. Кто успевает за нами, те останутся в нашем «поезде». Отстающие вагончики отцепим, прицепим другие. Прицеплять и отцеплять будет сложно, мы понимаем это прекрасно. Но паровоз — инициативная группа, не сможет тащить «тяжелый на подъем» состав. Относительно внешних стэйкхолдеров. На данный момент достигнуты договоренности с большим количеством компаний. Мы условно разделяем их на группы. Первая – городские инженерные службы, водоснабжение, водоотведение, тепло, газ, свет, ЖКХ. Город должен быть заинтересован в развитии цифровых технологий, в первую очередь. Smart City обеспечивает ему колоссальный экономический эффект. Вторая – корпорации, которые поставляют готовый продукт, индустриальные партнеры, как мы их называем. Третья – университеты, обучающие организации, которые могут стать нашими коллегами по данной работе.
У нас прописана динамика изменения количества договоров, ответственных за подписание договоров. Мы твердо настроены перевыполнить все эти планы, они составлялись изначально осторожно, ориентируясь на то, что выстраивать внешние коммуникации маленькой команде достаточно сложно. Однако масштаб предприятия растет. И если сначала, в первый, 2017 год реализации проекта, мы ставили перед собой планку 10, сегодня не исключаем и 100 подписанных по итогам года договоров.
Другой вопрос, что некоторым стейкхолдерам нам пока нечего показать, а показывать надо уже готовые продукты.
— Меморандум с IBM представляется аргументом более чем убедительным.
— Соглашение с IBM подготовлено, но еще не подписано. Согласно документу, ТИУ будет предоставлено право пользования готовыми решениями компании по умным городам. IBM также реализует проект «Академическая инициатива», по которому они предоставляют свои программные продукты вузам-партнерам. Этот список включает в себя свыше 50-ти наименований на сумму 500 млн. руб. Одно только это открывает перед участниками проекта сумасшедшие возможности. Именно сейчас мы находимся в активном поиске партнеров, работаем на всероссийском уровне. Уже презентовали наш проект в Санкт-Петербурге, Москве, Екатеринбурге, Иннополисе (Татарстан).
СПРАВКА
«Умный город» — концепция интеграции нескольких информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и Интернета вещей (IoT решения) для управления городским имуществом. Охватывает практически все городские активы – образовательные организации, учреждения культуры, транспорт, больницы, электростанции, системы водоснабжения и водоотведения, правоохранительные органы и другие общественные службы.
По оценкам компании Аруп, мировой рынок умных городских услуг к 2020 году составит $400 млрд. В 2014 году премия «Мирового умного города» была присуждена Тель-Авиву. В пятерку крупнейших смарт-городов мира, по версии PwC, входят Москва, Нью-Йорк, Лондон, Барселона, Сидней (данные Википедии).
Тюменский индустриальный университет выступил с инициативой разработки Smart City в Тюмени в 2016 году. Проект «Создание инновационного кластера в сфере компетенций Smart-City, IoT/IIoT и BigData» включен в Программу стратегического развития опорного университета ТИУ до 2020 года. Автор и руководитель проекта — заведующий кафедрой автомобильного транспорта, строительных и дорожных машин ТИУ Олег Данилов.
Комментарии