Новое конструктивное решение строительства автомобильных дорог на многолетнемерзлых грунтах предложили учёные Тюменского индустриального университета. Летом 2022 года с его использованием построят участок региональной трассы в Якутии.
Разработка, по мнению исследователей, будет актуальна для всех районов вечной мерзлоты, а это 60-65% территории России. Ежегодно в летний период здесь оттаивает деятельный слой – грунт, который зимой промерзает, а летом оттаивает на постоянную глубину. При оттаивании деформируется основание и дорожное полотно проседает.
«Наше решение позволяет стабилизировать основание земляного полотна, то есть сохранять его в мерзлом состоянии в любое время года,
Благодаря этому, по его словам, в 2-3 раза возрастают межремонтный срок эксплуатации дороги и экономический эффект.
В качестве валика используется водонепроницаемый биг-бэг, набитый гранулированным теплоизоляционным материалом (в лабораторных условиях применялся диатомит).
Ближайшим аналогом решения выступает конструкция, в которой обертывающий материал анкерирован в мерзлый грунт металлом.
«Но металл обходится значительно дороже, подвержен коррозии, его гораздо тяжелее закрепить в мерзлый грунт. Мы предлагаем устроить продольную траншею ниже глубины оттаивания, разместить в ней армирующий элемент и провести обратную засыпку траншеи тем же выработанным грунтом с последующим послойным уплотнением»,
Новое конструктивное решение будет применено при строительстве 53 км. участка автомобильной дороги регионального значения в Якутии, которое начнется летом 2022 года.
Зураб Шанхоев ведет проект совместно с научным руководителем, профессором кафедры Строительных конструкций ТИУ Алексеем Краевым с 2010 года. Решение запатентовано индустриальным университетом.
Отдел медиа и внешних коммуникаций
Комментарии