На встрече присутствовали представители руководства Тюменского индустриального университета, сотрудники компаний–партнеров программы ОАО «Сургутнефтегаз», ТО «СургутНИПИнефть», «Уренгой бурение», ООО «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг», ООО «РН-Уватнефтегаз», а также преподаватели кафедры бурения нефтяных и газовых скважин и студенты третьего курса, ставшие первыми участниками программы практико-ориентированного обучения — ноу-хау вуза.
Документ об образовании не просто бумага, а подтверждение того, что студент – носитель профессии
Пилотный проект программы был запущен в вузе в начале 2015-2016 учебного года с целью подготовки высококвалифицированного выпускника, соответствующего конкретным требованиям предприятия. По словам заведующего кафедрой бурения нефтяных и газовых скважин Владимира Долгушина, задачи, которые поставил перед собой университет, — это создание необходимой обучающей среды с использованием прикладных методов на площадках предприятий. В процессе обучения используется лабораторная база кафедры бурения, тренажерное оборудование, кроме того, часть практических и лабораторных занятий проводится в сетевой форме взаимодействия с ведущими предприятиями-партнерами.
Обучением наряду с преподавателями занимаются и работодатели. Таким образом, студенты получают ещё больше практики.
«В процессе реализации проекта мы сможем повысить востребованность наших выпускников, актуализировать программы подготовки под требования заказчика, — комментирует Владимир Долгушин, — Также благодаря реализации проекта сократится адаптационный период при трудоустройстве выпускников на конкретные предприятия, повысится их конкурентоспособность».
Если раньше студенты выезжали на практику только летом, то при модульном обучении они проводят на предприятиях 6 недель каждый семестр. Отметим, что предприятия участвуют не только в процессе обучения студентов. Одна из ролей – это оценка теоретических и практических знаний, полученных студентом в вузе в процессе изучения отдельно взятого модуля. Таким образом, преподаватели должны заложить студентам профессиональные компетенции, которые соответствуют федеральным государственным образовательным стандартам по подготовке бакалавров по специальности бурение, а с предприятиями-партнерами согласован некий профессиональный стандарт, которому должен соответствовать выпускник при приеме на работу именно в данную компанию.
«Эта программа меняет подход к подготовке ребят в том, чтобы студенты на практику приходили не просто поработать в бригадах, а именно получить необходимые практические навыки по всем направлениям теоретической подготовки, которую получали в университете, — комментирует начальник управления по работе с кадрами ОАО «Сургутнефтегаз» Руслан Куза. — Безусловно, мы невольно были одним из заказчиков такой программы, когда начали вести аргументированный диалог с университетом о том, что качество подготовки выходящих специалистов и бакалавров недостаточное для выполнения работ по той профессии, которую получает студент, окончив высшее учебное заведение. Соответственно компания какое-то время вынуждена его «доготавливать», и происходит это до тех пор, когда он сам начнет принимать правильные решения и выполнять те функции, которые на него возлагаются предприятием. Для нас важно, чтобы документ о высшем образовании выпускника был не просто бумагой, а подтверждением того, что выпускник университета является носителем профессии, которая прописана в его дипломе».
Перед тем, как студенты приезжают на практику, каждое предприятие-партнер получает из университета пакет документов по наполнению программы определённого модуля, для понимания того, что было дано ребятам в качестве теоретической базы. Предприятие уже готовит программу по практическому модулю.
«Например, последний модуль был «заканчивание скважин», соответственно, у нас было задействовано несколько структурных подразделений, которые занимаются полным циклом заканчивания скважин на предприятии, — говорит Руслан Ростиславович. — Ребята прошли через них, посмотрели, как это делается, и по прошествии четырех недель такого обучения на месте, на две недели пошли поработать еще и в буровую бригаду. Уже сейчас успешность этой программы предполагает, что данный подход будет внедряться и по другим направлениям подготовки».
Студенты голосуют за новую систему обучения
Всего на предприятие Сургутнефтегаз по модулю «заканчивание скважин» было направлено 10 человек. Одним из них оказался третьекурсник Илья Плотников.
«Да, эта система оказалась для нас новой. Поначалу было сложно сказать, понравится она нам или нет, — комментирует студент, — мы уже проучились год по данной программе, и могу с уверенностью сказать, что мне такая система по душе. Вместе с четверокурсниками мы писали один и тот же тест, и, как оказалось, мы написали его лучше! Это говорит о том, что наши профильные знания повышаются. Много слов было сказано по поводу плюсов и минусов. Естественно, минусов достаточно, но учитывая, что эта система нова и дает положительные результаты, мне хочется посмотреть, что будет дальше, например, какие результаты будут у ребят 1 и 2 курсов».
Илья — потомственный нефтяник. На предприятии Сургутнефтегаз работает целая династия Плотниковых. Будущий буровик после окончания вуза планирует связать свою жизнь с компанией, так же, как его родители и дед. В рамках модульного обучения он уже дважды был на практике. На модуле «технология бурения» и на модуле «заканчивания скважин».
«Сургутнефтегаз особенная компания. Она была готова дать полностью тот пласт информации, который требовался. И дальше будет готова это делать. Компания, действительно, уникальная, ну и требования к студентам у нее соответствующие. Я надеюсь, что я не разочаровал и мои одногруппники тоже не разочаровали наших работодателей. Мы получили положительные отзывы, и я надеюсь, что они пригласят нас и на следующий модуль к себе», — говорит Илья.
На круглом столе по итогам реализации программы у студентов была уникальная возможность задать вопросы руководству ТИУ и сотрудникам предприятий ТЭК, высказать предложения и пожелания. Традиционно, прежде чем приступить к работам, студенты должны пройти двухнедельную стажировку (инструктаж) из 6 выделенных на практику. Так, Илья предложил перенести это обучение на летний период или выделить дополнительные 14 дней для того, чтобы студенты могли реально поработать помбурами.
Обучающихся привлекает трудовая деятельность даже в условиях Севера
Программу практико-ориентированного обучения поддерживают не только предприятия, которых на сегодняшний день насчитывается уже свыше 15. Участием в программе заинтересованы и студенты. Среди обучающихся Института геологии и нефтегазодобычи и Института транспорта был проведён социологический опрос. В нем приняли участие 271 человек (53% от общего контингента 1 и 2 курсов направления «Нефтегазовое дело» очной формы обучения).
83 процента респондентов ответили, что прохождение практического модуля сразу за теоретическим способствует лучшему освоению образовательной программы. 82 процента сказали, что прохождение каждый семестр практики на предприятии способствует сокращению адаптационного периода при последующем трудоустройстве. 79 процентов уверены, что данный подход повышает конкурентоспособность в сравнении со студентами, в обучении которых он не используется. Большинство ребят готовы каждый месяц проходить практику на предприятии и хотели бы быть закреплены за определенным предприятием, начиная с 3 курса, чтобы обеспечить себе дальнейшее трудоустройство. Они согласны начинать свою трудовую деятельность даже в условиях Севера.
Для работы со студентами в рамках программы практико-ориентированного (модульного) обучения отбираются самые лучшие преподаватели. Они дополнительно улучшают свои знания на курсах повышения квалификации.
«Для преподавателей, задействованных в модульном обучении, это крайне важно. Они хотят и желают развиваться, повышать свои навыки педагогического мастерства и идти в ногу со временем, — комментирует Владимир Долгушин, — в рамках модульного обучения они обучаются и на тренингах, в том числе и на английском языке, чтобы в последствии успешно работать и с иностранными студентами».
Модульное обучение позволяет увеличить практическую составляющую на 34 процента. Уже с 1 сентября 2016 года это будет распространено и на другие направления. Задача вуза на ближайшее будущее — перейти на новую систему по всем направлениям бакалавриата. 1 сентября 2016 года также по сетевой форме планируется взаимодействие с ведущими вузами страны и тюменскими исследовательскими институтами по подготовке магистрантов по трем основным направлениям: технология вскрытия продуктивных пластов, бурения горизонтальных скважин и капитальный ремонт скважин. Рассматривается вариант проведения одной из магистерских программ профиля бурения на английском языке для иностранных студентов с 1 сентября 2017 года.
Комментарии