В 2017 году в направлении магистратуры 15.04.04 «Автоматизация технологических процессов и производств» открыта новая профессиональная образовательная программа прикладной магистратуры «Автоматизация технологических процессов нефтегазодобычи» с заявленной миссией: готовить конкурентоспособных специалистов по автоматизации в нефтегазовой отрасли – лидеров производства. Важной формой подготовки объявлено проектно-ориентированное обучение на основе междисциплинарной проектной работы.
В чем суть произошедших изменений, какие преимущества в них для студентов, рассказывает руководитель образовательной программы — доктор технических наук, профессор, академик Международной академии информатизации Виктор Спасибов.
— Виктор Максимович, как создавалась программа, с которой вы стали одним из победителей конкурса руководителей образовательных программ? В чем ее актуальность, новизна?
— Скажу сразу, что она была разработана не на пустом месте. Обновленный курс стал модернизацией программы «Автоматизация технологических процессов в нефтяной и газовой промышленности», уже давно реализуемой в университете. Они схожи по названию, однако по содержанию и организации различаются, и довольно серьезно.
— В чем заключается главное отличие?
— Новый этап развития нефтегазодобычи – завершение эры лёгких нефтей и вовлечение в разработку месторождений с трудноизвлекаемыми запасами (у всех на устах: сланцевая нефть, битумная нефть, кристаллогидраты, баженовская свита), в том числе на шельфе арктических морей, требует создания и внедрения новых, причём, это важно подчеркнуть, отечественных, высокоавтоматизированных технологий, новых наукоёмких технологий воздействия на углеводородный пласт. Поэтому в Программе предусмотрено развитие компетенций по управлению параметрами нефтегазового пласта, как подсистемы комплексной системы управления месторождением.
Программа предполагает меж — и мультидисциплинарный подход и сочетает углублённые естественнонаучные, экономико-управленческие и специальные знания с навыками применения инновационных IT- решений, с использованием динамической, интерактивной обучающей среды университета и отраслевых научных центров, опыта академических и отраслевых профессионалов, чья компетенция построена не только на теоретических знаниях, но и на богатом отраслевом опыте в области автоматизации и управления технологическими процессами на предприятиях нефтегазового комплекса.
— Почему именно прикладная магистратура?
— Программа магистратуры в соответствие с Госстандартом должна ориентироваться на конкретный вид (виды, а их в стандарте семь) деятельности, исходя из запросов потенциальных работодателей, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов университета. Тюменский индустриальный является опорным вузом Западно-Сибирского нефтегазового комплекса и имеет давние устойчивые связи с нефтяной и газовой промышленностью. Мы знаем потребности компаний, в результате консультаций с ними программа была нацелена на подготовку магистрантов к трём видам профессиональной деятельности: проектно-конструкторскую, производственно-технологическую, сервисно-эксплуатационную.
Таким образом, исходя из выбранных видов деятельности, программа ориентируется на производственно-технологический, практико-ориентированный, прикладной виды профессиональной деятельности, как основные, и потому соответствует статусу программы прикладной магистратуры.
Готовность для каждого вида деятельности требует от магистранта овладения определенными общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями.
— И вы решили сосредоточиться на чем-то определенном?
— Да, мы решили сосредоточиться на тех видах деятельности, которые являются профильными для региона. В моем понимании регион — не только юг, но вся Большая Тюменская область.
Потенциальные ключевые работодатели наших выпускников – ведущие нефтегазовые компании России. На Севере — дочерние предприятия ПАО «НК Роснефть», ОАО «Сургутнефтегаз», ПАО «ЛУКОЙЛ»», ПАО «Газпром» и др. Их основное направление деятельности — эксплуатация недр, сервисное обслуживание оборудования.
В Тюмени – проектно-конструкторские и производственные организации: ООО «Гипротюменнефтегаз», ООО «ПКБ АСУ-нефть», ГК «СК Автоматизация технологических систем», ЗАО «АСУ Технология», ООО «Тюмень Прибор», завод «Электрон», завод «Нефтемаш» и др.
Исходя из региональной специфики, мы выбрали три, как мне представляется, основных вида деятельности, о которых я говорил ранее.
— Программа предусматривает проектное обучение?
— Более того, она предусматривает проектно-ориентированное обучение на основе междисциплинарного взаимодействия. В начале учебного процесса все наши магистранты разбиваются на команды по пять человек. Команда получает в работу комплексный проект, который должна выполнить в течение года, включая разработку технического задания, от патентных исследований до разработки всех функциональных, принципиальных схем, проведения технических расчётов, заключений, выводов. Здесь же предполагается индивидуализация подготовки, когда каждый член команды, исходя из принципа декомпозиции задач и систем управления, получает в разработку свою часть проекта. Кейс может быть, например, такой — разработать систему подготовки кондиционной нефти. Какие задачи он включает? Как известно, поступающая из скважины эмульсия где-то на 90% состоит из воды, солей, мехпримесей. Один член команды разрабатывает систему автоматизации процесса сепарации. Второй – автоматизирует процесс обезвоживания нефти, третий систему нагрева нефти, четвёртый – процесс обессоливания, пятый – систему учёта нефти. Ход работы рассматривается на научно-техническом (проектном) семинаре. Ребята докладывают о том, что сделано, вносим коррективы, что-то добавляем, исправляем. Когда каждый выполнит свою часть работы, они строят общую схему автоматизации всего большого устройства, готовят заключительный отчет и защищают работу.
Принципиально важно – междисциплинарный подход. Разработка проекта требует знания дисциплин технологических процессов, патентных исследований, теории автоматического управления, включая расчеты, технологические измерения и приборы, микропроцессорные системы управления и т.д. Самое главное – разработка проекта дает навыки работы в команде, умение принимать коллективное решение. Именно в таких условиях обнаруживается значимость каждой из этих дисциплин.
— Какая практика ждет ваших обучающихся?
— Образовательная программа нацелена на практико-модульное обучение. Что нужно, допустим, для разработки проекта в первом семестре? Нужно знание методов построения проектов, проведения патентных исследований, знание технологии процессов, построения устройств автоматизации т.д. (не все поступающие закончили бакалавриат по направлению АТП). Мы объединяем эти дисциплины в один блок и даем их сразу, в первом семестре. Всего будет три основных блока, каждый планируем проходить на производстве, на рабочих местах. Договоренности с предприятиями-партнерами в Тюмени получены.
— Какие предприятия вы привлекли для участия в программе?
— Это, в частности, сервисная компания «Автоматизация Технических Систем», ЗАО «АСУ Технологии», ООО «Тюмень Прибор» и др. Их руководители – наши выпускники, являются председателями и членами наших ГЭКов, знают учебный процесс, проводили экспертизу учебных программ, утверждали их и т.д. У нас налажены давние, тесные контакты.
Программа обучения предполагает организацию научно-исследовательской работы студентов. Я считаю, университет должен нести новые знания, давать толчок развитию предприятия. С помощью новых подходов к обучению мы нацелены довести уровень знаний, умений, навыков наших выпускников до требований предприятий, а научно-исследовательская работа послужит хорошим толчком к их развитию. Это должно заинтересовать как предприятия, так и магистрантов.
— План приема в 2017 году?
— Всего на программу планируется набрать 15 человек. 10 мест – бюджетных, пять – договорных. Сегодня подано 39 заявлений, из них 36 – на договорную форму обучения.
— Каковы дальнейшие перспективы развития программы?
— Первая половина XXI века — время Пятого технологического уклада. Это период развития конвергентных технологий — инфо-, био-, нано- и когни. Все они сейчас довольно активно развиваются в мире, но не в России. Но через определенное время Россия, как всегда, впрыгнет в последний вагон, будет их развивать, понадобятся специалисты. Мы будем ежегодно модернизировать нашу программу, вносить в нее новое. Ее следующим этапом, вероятнее всего, станут именно конвергентные технологии. Здесь у нас появится необходимость взаимодействия с Тюменским государственным университетом. Биотехнологии – их конек, кроме того, недавно они создали лабораторию по развитию когнитивных технологий. У нас этого в университете нет. Будем развивать сетевые формы обучения. В рамках данной программы также запланировано сотрудничество с Российским национальным исследовательским университетом нефти и газа им. И.М. Губкина. В планах создание интеллектуальной скважины, интеллектуального месторождения.
— Будете приглашать преподавателей РГУ?
— Мы уже договорились о том, что на определенные дисциплины курса они будут приезжать, модульно проводить обучение, тестировать наших студентов. Мы не хотим замыкаться в пределах России. Есть идея найти институт или кафедру-побратим за рубежом, которые успешно работают в той же области, что и мы. Мне особенно интересны сейчас даже не американские, а норвежские компании, они гораздо более активно развивают технологии освоения арктических шельфов. Отсюда возможна дальнейшая связь с ведущими западными университетами и подготовка наших магистров по принципу двойного диплома.
— Кто будет вести занятия из наших преподавателей?
— У нас узкая направленность – автоматизация технологических процессов и производств в области нефтегазодобычи. Основная кафедра — кибернетических систем. Возможно участие кафедры прикладной геофизики, которую возглавляет профессор Сергей Константинович Туренко, кафедры разработки, возглавляемой профессором Сергеем Ивановичем Грачёвым и производственников из числа наших выпускников. Планируем привлечь к программе сотрудников Тюменского центра Сибирского отделения РАН — Илью Георгиевича Соловьева (старший научный сотрудник Института проблем освоения Севера Сибирского отделения РАН, доцент, кандидат технических наук – ред.), Дениса Александровича Говоркова (кандидат технических наук). Приглашаем молодежь, наших аспирантов, но их предстоит дообучать, стажировать.
— По вашему мнению, где и кем ребята смогут работать по окончании магистратуры?
— Приглашая ребят на свою программу, я отдаю себе отчет в том, что возлагаю на себя ответственность за их будущую карьеру. Проводя такую подготовку, мы хотим, во-первых, чтобы наши магистры сначала дошли до уровня специалиста-инженера, каким он был, когда обучение длилось пять лет, во-вторых, учась в магистратуре, преодолели этот уровень, стали еще выше и осведомленнее. Привносили новые знания на предприятия. В этом случае наших ребят, если все пойдет так, как я задумал, с руками заберет любая нефтегазовая компания, как в Западной Сибири, так и по всей России. Ведь они точно будут знать, владеть и уметь эксплуатировать и разрабатывать все средства автоматизации необходимые для нефтегазодобычи.
Комментарии