Коллектив ученых Тюменского индустриального
университета ведет разработку новых методов расчета и проектирования
высокотехнологичной продукции, направленных на многократное повышение
долговечности приводов и надежности транспортной техники. Эти исследования
имеют стратегическое значение для укрепления технологического лидерства России
в области приводов для энергонасыщенных машин.
Как рассказал д.т.н., заслуженный
деятель науки РФ, профессор кафедры машин и оборудования нефтяной и газовой
промышленности Нефтегазового института Владимир Сызранцев, ключевым в
проекте является разработка методов расчета фактических характеристик
цилиндрических передач с арочными зубьями, таких как нагруженность,
долговечность и надежность. Уникальность разработки в том, что эти
прогрессивные передачи впервые обладают свойством адаптации к погрешностям
положения и внешнему силовому потоку приводов энергонасыщенных машин, по сути, суровым
условиям их эксплуатации.
«Традиционные
цилиндрические передачи с прямыми, косыми, шевронными зубьями в условиях
неизбежного перекоса осей колес, связанного со значительными деформациями
корпусов энергонасыщенных машин, выходят из строя и резко ограничивают ресурс
привода в целом. В отличие
от них, передачи с арочными зубьями обладают значительно более высокой изгибной
прочностью и долговечностью», – рассказывает Владимир Сызранцев.
Ранее
существовала проблема нарезания арочных зубьев. Важным этапом стало ее решение
в завершаемой диссертационной работе Александра
Старикова, старшего преподавателя кафедры технологии машиностроения ТИУ и
аспиранта кафедры МОП. В ней он разработал и исследовал процесс
формообразования арочных зубьев на станках с ЧПУ.
Направление
исследований цилиндрических передач с арочными зубьями активно развивается в
мире, особенно в Китае, ими занимаются ученые США,
европейских стран, в частности, Италии и Болгарии. Однако исследователи
ТИУ добились значительного прогресса в изучении их прочностных характеристик. Комплексное исследование геометрии передач с арочными
зубьями, способов их формообразования, изгибной и контактной прочности,
долговечности и надежности, динамики передач – это целое научное направление
кафедры МОП, в рамках которого работают три доктора наук, кандидаты наук и три
аспиранта.
«Разработанная нами «оригинальная» передача с
арочными зубьями – адаптивная. Она компенсирует возникающие углы перекоса, вне
зависимости от их величины, за счет оригинальной
конструкции: зубчатое колесо разрезано на две половинки, между которыми помещена
упругая прокладка. В результате в зацеплении возникают две, разнесенные по
длине зуба, зоны контакта, осевые силы в которых направлены навстречу друг
другу. То есть впервые реализуется эффект
приспособления передачи к условиям ее эксплуатации», – поделился Владимир Сызранцев.
Проект
ученых Тюменского индустриального университета, поддержанный грантом
Российского научного фонда, является уникальным и направлен на комплексное
решение задач оценки нагрузочной способности, долговечности и надежности
адаптивных передач с использованием современных математических методов. Для
решения сложных математических задач
будет использован метод конечных элементов, современные методы
непараметрической статистики, аппарат контактных краевых задач, теория
огибающих поверхностей и теория пространственных зацеплений. Достоверность
разработанных методик подтверждена более чем 900 экспериментами. Предложенная
технология может быть внедрена на любом предприятии, имеющем оборудование с ЧПУ.
Над проектом работает научная команда, включающая
профессора Владимира Сызранцева,
доцента кафедры МОП Сергея Лебедева,
специализирующегося на надежности зубчатых передач и аспиранта кафедры Ивана Сердюка, чьи исследования
сосредоточены на прочности арочных передач. В состав группы также входит
студентка Алина Белобородова. Результаты исследований были
представлены на международных конференциях, в частности, конференции в ЦИАМ им.
П. И. Баранова. А победа в конкурсе
РНФ подтверждает высокий научный потенциал исследователей ТИУ и актуальность их
работы для отечественной промышленности.
Центр по внешним коммуникациям ТИУ
Комментарии