Ко
Дню российской науки мы подготовили еще одну историю успешного пути молодого
ученого, увлеченного исследованиями и не стоящего на месте. Знакомьтесь, Полина
Третьякова – представитель научной династии, старший преподаватель кафедры
промышленной теплоэнергетики Института сервиса и отраслевого управления ТИУ.
Досье
Третьякова
Полина Александровна – автор 9 статей ВАК, 6 – SCOPUS (на
иностранном языке) и патента «Система централизованного теплоснабжения с
применением тепловых насосов». Победитель межотраслевого конкурса «Инженер
года» в номинации «Лучший инженерный проект», отрасль «Электро- и
теплоэнергетика».
В 2010 году с отличием
окончила ТюмГАСУ по специальности «Промышленная теплоэнергетика», в 2016 году –
магистратуру в ТИУ по направлению подготовки «Теплоэнергетика и теплотехника».
В настоящее время преподает дисциплины: «Системы газоснабжения промышленных
предприятий», «Вентиляция и отопление промышленных предприятий», «Принципы
интенсивного энергосбережения», «Проектная деятельность». Занимается совершенствованием
систем централизованного теплоснабжения с применением тепловых насосов.
ПОЧТИ
ДВА МЕСЯЦА НАЗАД В ВАШЕЙ ЖИЗНИ ПРОИЗОШЛО ВАЖНОЕ СОБЫТИЕ – ЗАЩИТА ДИССЕРТАЦИИ.
КАК ДОЛГО ВЫ ШЛИ К НЕМУ?
Моя защита состоялась 12
декабря, документы переданы в диссертационный совет, который в течение 3-4
месяцев рассмотрит их и затем опубликует решение на своем сайте. Могу сказать,
что к защите диссертации я шла очень долго. Окончила вуз по специальности
«Теплоэнергетика и теплотехника», поступила в магистратуру, начала работать на
кафедре промышленной теплоэнергетики по приглашению заведующего на тот момент кафедрой,
моего научного руководителя, доктора технических наук Олега Андреевича Степанова.
Было и сложно, и интересно. Будучи
еще студенткой, я интересовалась
альтернативной энергетикой, энергосбережением и тепловыми насосами. В диссертационной работе у меня
прослеживается продолжение этой темы: совершенствование системы
централизованного теплоснабжения с применением тепловых насосов. Сложность была
в том, что, приступая к работе над кандидатской диссертацией, еще не понимаешь,
какой она в итоге должна быть, как она структурируется, из чего собирается.
Поэтому маленькими шажками я потихонечку шла к ее выполнению. Постепенно
научилась писать научные статьи и поняла, насколько важно выступать на
конференциях, показывать свои наработки научному сообществу.
Интересно, что в момент,
когда я находилась в декретном отпуске и как-то ночью работала с бумагами, ко
мне пришла идея выпустить патент. Я начала
вникать в эту тему, и здесь пригодились полученные в магистратуре знания и
выполненная работа по патентному обзору. В итоге патент был получен. Для меня
это очень значимо, ведь это авторское свидетельство о каком-то уникальном решении,
которое отличается от всех прочих.
КАК
У ВАС ВОЗНИК ИНТЕРЕС К ТАКОЙ ТЕМАТИКЕ И В ЦЕЛОМ К НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ?
Изначально после школы я
планировала поступить на экономику, любила математику, но в итоге выбрала
теплоэнергетику. Мои двоюродный брат и тетя – специалисты в этой сфере, это повлияло
на мой выбор. В университете я сразу наметила для себя поступление в
аспирантуру. А интерес к промышленным тепловым насосам возник во время
студенческой практики в Новосибирске. На тот момент по ним было очень мало
информации. Я вышла на организацию, которая эти тепловые насосы проектирует, собирает
и внедряет в производство. Пообщавшись со специалистами, я получила большой
заряд энергии и увлеклась этой темой.
РАССКАЖИТЕ
ПОДРОБНЕЕ О СВОИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ.
Исследований много, при этом
разных. Например, мы анализировали вторичные энергоресурсы ТЭЦ, определяли их
температуру, тепловую мощность и способы утилизации. Часть работ посвящена
надежности систем теплоснабжения, выбору участков тепловых сетей для
капитального ремонта, развитию коррозии в тепловых сетях. Также мы
рассматривали, как будет проходить трасса для тепловой сети, как оценить
различные системы теплоснабжения, определить показатели эффективности
существующих систем теплоснабжения и как они меняются, если применять тепловые
насосы.
Если подробнее, то, например,
в Тюмени есть ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, они разные. Все, наверное, видели градирни ТЭЦ-2 –
эти парящие установки, где происходит охлаждение воды посредством направленного
потока воздуха. При этом мы теряем низкопотенциальную тепловую энергию, хотя
можем ее полезно использовать. В моей работе предлагается именно полезное
использование вторичных энергоресурсов крупных промышленных предприятий, таких
как ТЭЦ. А как их использовать? Кому нужна вода с температурой 35-40 градусов?
Таких потребителей нет, но есть тепловые насосы. Тепловой насос работает, как
холодильник, только по обратному циклу. Фреон подогревается за счет вторичных
энергоресурсов, далее проходит в компрессор и сжимается. После сжатия у него
повышается температура (почти до 90 градусов), и он подогревает воду, а мы
получаем более высокопотенциальный теплоноситель. Это принцип работы. Полученный
высокопотенциальный теплоноситель мы можем использовать по-разному. Некоторые
ученые предлагают делать это на самой ТЭЦ для подогрева воды перед
химподготовкой. У меня была другая идея: тепловые насосы ставить не на ТЭЦ, а в
тепловых пунктах и передавать низкопотенциальный теплоноситель до этих пунктов.
Чтобы прийти к этой идее и к
патенту, я проанализировала многие российские и зарубежные работы. Исходя из обзора
предложенных схем, возникла идея их модернизации. А именно, система
теплоснабжения с тепловыми насосами, которые будут установлены в употребители,
подключены по двухтрубной системе, чтобы можно было легче регулировать и не
зависеть от холодного водоснабжения.
ЗАЩИТА
ДИССЕРТАЦИИ – ЭТО НЕ ТОЧКА, А ЗАПЯТАЯ. КАКИЕ ЕЩЕ ПЛАНЫ, ИДЕИ ХОЧЕТСЯ ВОПЛОТИТЬ?
Хотелось бы наладить более
тесный контакт с производственниками, которые занимаются системами
теплоснабжения. Бывает трудно получить исходные данные для исследований, это
закрытая информация. Предложенная нами система, может быть, и будет внедрена,
но не на данном этапе. Сейчас есть другие проблемы, связанные, например, с
автоматизацией систем теплоснабжения, качественно-количественным регулированием.
Пока у нас не каждый тепловой пункт автоматизирован.
ВЫ
– ЧЕЛОВЕК УВЛЕЧЕННЫЙ, СПОСОБНЫЙ ГЛУБОКО ПОГРУЖАТЬСЯ В ТЕМУ. НА ВАШ ВЗГЛЯД, КАКИЕ
ЕЩЕ КАЧЕСТВА ВАЖНЫ ДЛЯ УЧЕНОГО? ЧТО ПОМОГАЕТ ПЕРЕЖИВАТЬ ВЗЛЕТЫ И ПАДЕНИЯ?
У меня был период, когда я
остановила деятельность над научной работой. Перерыв длился около трех лет.
Было какое-то разочарование, приходили мысли о том, что делаю не то и не так,
не на своем месте нахожусь. Что помогает из этого выбраться? Конечно, работа в
университете. Здесь научная деятельность нас постоянно сопровождает, без нее
свою жизнь мы не представляем. Просто преподавать – это не совсем то, чем
занимается университет. Сколько бы я не хотела оставить исследования, научная
работа со студентами все равно меня возвращает к ним.
Какие качества ученого?
Целеустремленность, организованность, самодисциплина. Я не могу просто
отработать день, уйти и забыть про работу. У нас же ненормированный рабочий
день. Часто я прихожу, ужинаю и – за компьютер. Что-то читаю, изучаю, пишу. Я
не забываю о своей работе даже в нерабочее время.
НАУКА
– ЭТО КОЛЛЕКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ?
Говорят: «В споре рождается
истина». Конечно, очень важно, когда вокруг тебя есть люди, которые
заинтересованы в твоей работе, которые могут критиковать, а также те, кто может
помочь, направить. Сколько лет мы занимались с моим научным руководителем Олегом
Андреевичем Степановым, он всегда работу вычитывал, писал свои комментарии, что
нужно доделать, исправить, проверить. У него видение совершенно другое. Мы с
ним иногда спорить начинаем, но к компромиссу приходим. С точки зрения
поддержки, моя коллега Анна Антоновна Меньшикова всегда приходит на помощь в
ситуациях, когда нужно обсудить какую-то проблему, найти решение. Раз мы
специалисты в одной отрасли, то прекрасно понимаем друг друга. Она может
послушать и посмотреть на проблему с другой стороны, нежели научный
руководитель.
НАСКОЛЬКО
ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ ПОВЛИЯЛО НА ВАШ ПУТЬ?
У меня в семье бабушка Людмила
Васильевна и мама Татьяна Владиленовна – кандидаты наук, поэтому я всегда
хорошо представляла, что это такое. Я не была первооткрывателем. Бабушка – ихтиолог,
мама – биолог, а тетя Вера Владиленовна – производственник, теплоэнергетик. Она
первое время и помогала мне погрузиться в тематику тепловых сетей,
теплоснабжения.
Но дело не в советах
родственников, а скорее, в собственном примере. Я видела их отношение к научной
деятельности. У мамы была печатная машинка, и дома всегда были стопки с бумагами
– научными работами. С бабушкой мы вместе в детстве анализировали развитие
осетровых и других рыб, встречающихся в Тобольском районе: взвешивали, замеряли,
смотрели чешуйки под микроскопом. Собирали научный материал. Я в этом просто
жила постоянно, пример увлеченности был перед глазами.
Хотя в детстве у меня было
много других увлечений: музыкальная школа, гимнастика, хор, в котором просили
петь потише. Все образовательные учреждения я окончила с красным дипломом. У
меня выработана ответственность, я не могу подвести кого-то. Кстати, до
поступления в университет был педагогический колледж, где я изучала
информатику. Поэтому сейчас мне легко работать с комплексными программами, с
компьютерами.
КАКОЙ
СОВЕТ ВЫ БЫ ДАЛИ СЕБЕ ПЕРВОКУРСНИЦЕ?
Я бы себе порекомендовала не
бояться общаться с научным кругом, не думать, что ты белая ворона, и тебя никто
не воспримет. Надо понимать, если встает какой-то вопрос, который очень важно
решить, значит, необходимо сделать ряд действий. Нужно учиться выстраивать
коммуникацию, работать в команде.
ВАШЕ
КРЕДО, ЛЮБИМЫЙ ДЕВИЗ?
Я всегда вспоминаю слова из
детской песни: «А сегодня что для завтра сделал я?». Если чего-то хочется
достичь, то нужно начинать уже сегодня. Каждый день давать себе отчет: было
что-то сделано или время прошло впустую. Рада, что сейчас в моей жизни все
активно, постоянное движение не дает стоять на одном месте.
Беседовала
Юлия Янушевичене,
центр
по внешним коммуникациям ТИУ
Комментарии