Студенты ТИУ совершили поход на Кодар. Горный хребет в центральной части Забайкалья. Его протяжённость – более 200 километров, а максимальная высота – пик БАМ — 3072 метра. Материал, который раньше читали в интернете, туристы самостоятельно изучили на местности. На старт вышли студенты туристического клуба «Серпантин».
Сменили уют на риск и непомерный труд 17 человек. В горы они отправились в июле. Необычные впечатления начались еще в пути. «Стоянка поезда оказалась рядом с Байкалом. Мы целый час бегали купаться на озеро – успевали, там близко. Было неожиданно, проходишь 20-30 метров – воды по колено, потом немного уходишь вглубь, и опять мелко. Я увидела Байкал впервые – так здорово!» – Призналась руководитель турклуба «Серпантин», студентка ПГС 15-2 Екатерина Андриянова.
Туристы вышли на маршрут второй категории сложности. И за 12 дней прошли перевалы Хадатканда (2263 м), Озерный (1812 м), Балтийский 1А-1Б (2600 м). Побывали в Мраморном ущелье, на перевале Медвежий 1А (2300 м) и в урочище Чарские пески.
«Природу Кодара невозможно сравнить с другой местностью. Каждые горы хороши по-своему, у них своя энергетика. На Кодаре ты чувствуешь себя маленькой песчинкой среди огромных широкоплечих гор и скал. Смотришь на них и испытываешь различные чувства. С одной стороны хочется плакать, с другой – смеяться. Вместе с этим ты просто не можешь насладиться этой красотой до конца. Тебе всегда мало окружающей природы», – пишет в дневнике участница похода Екатерина Питиримова.
Здесь вам не равнина. И климат иной – всего пару дней студенты шли без курток. В остальные – пасмурная прохладная погода. В рюкзаках уже опробованные спальники, палатки, газовые горелки. Если находили сушняк – готовили на костре. Купались в горных озерах, ели снег с ледников, загорали в пустыне среди скал. Наши студенты точно знают: любые трудности преодолимы.
«На седьмой день похода лил дождь. Практически все палатки стояли в воде. К десяти часам выглянуло солнце, и появилась радуга! Было страшно перебираться через осыпь, но она оказалась проходимой. Пошли в лоб серпантином, поднялись за сорок минут. Увидели записку в лимоннице, оставили свою. Поздравили с Днем Рождения Никиту и Катю. Поели «мороженку»: снег со сгущенкой. Пошел сильный ветер с дождем и выгнал нас с перевала», – пишет в дневнике Катя Андриянова.
Студенты говорят, Кодар – не место для посиделок у костра с песнями и историями из жизни. Это маршрут для спортивных, а не душевных целей. Встретить других туристов здесь – в диковинку. Потому передать «привет» коллегам – целая традиция.
«На перевалах складывают туры из камней. Компания, которая его покорила, пишет записку с информацией: откуда она, сколько человек, какая была погода, когда взяли, – отмечает руководитель турклуба. – Мы поднялись на седловину и нашли послание от группы «Черемушки» из Москвы от 22.08.15. Они, в свою очередь, забрали записку тоже московских туристов, которые были на перевале Хадатканда в 2010 году. Наша группа оставила письмо и шоколадку следующей группе в туре. Редко бывают здесь люди».
В 1949 году на Кодаре в Мраморном ущелье было много людей. Не по своей воле. Около двухсот заключенных ГУЛАГа за 600 км гнали с этапов добывать уран, чтобы сделать первую советскую атомную бомбу. То, что добывают радиоактивный металл, не знали, им сказали, что свинец. На этой породе и спали, облучаясь. По дороге, которую проложили заключенные за пару месяцев, теперь ходят туристы. От тех страшных событий остался своеобразный музей под открытым небом. И горные «стены», что пробирают до жути.
«Хорошо сохранившиеся бараки на сваях, мы обсмотрели все, что можно в округе, – пишет Катя Андриянова. – Колючая проволока напоминает, что здесь жили заключенные и ссыльные. Забрались наверх по леднику. Там очень много признаков рабочей обстановки: рельсы, лебедки, железяки, посуда и инструменты. В память о погибших стоит крест с надписью: «Ново мученикам российским».
Екатерина Сыроватка, участница похода: «Там очень красиво, особенно наверху. Мне понравилось разбираться в «железяках» – чувствую себя советским геологом. Наверху рельсы, ЛЭПки и прочие интересности. Набрала кучу камушков – это чароит (Ура!)».
Горсти песка собрали другие участники похода в пустыне Чарские пески. Это уникальный памятник природы, самая северная пустыня. Здесь барханы находятся в постоянном движении. Местные жители – эвенки – ездят по песку на северных оленях, а туристы зимой – на лыжах.
«Mamma MIA. Горы и песок вдали, – восклицают студенты-туристы. – Красиво, что сказать. И необычно. Хотелось погулять по ней подольше, пройти дальше, окунуться полностью в ту атмосферу, а мы были прикованы только к этому бархану, потому что надо скоро идти обратно. Хотя бы так. Сам факт, что мы побывали в таком необычном для того района и климата месте – дорогого стоит. Многие мечтают туда попасть и завидуют нам».
Скорее радуются, что никто из туристов не свернул с пути. И в который раз друзья оказались надежными. «Нам повезло с группой. Каждый поддерживает, как может: кто морально, кто физически. Все ребята очень общительные, хотя некоторые видят друг друга в первый раз. Это, наверное, из-за окружающей природы. Дикая, нетронутая цивилизацией местность вытаскивает из людей их внутренний мир. Настоящую и живую душу», – призналась участница похода Екатерина Питиримова.
С момента похода на Кодар прошло четыре месяца. Отдохнувшие и энергичные, студенты снова втянулись в учебные будни. Но уже строят планы на зимний поход: Таганай, Кузнецкий Алатау, Приполярный Урал… В любые горы, туда, где каждый найдет свое счастье.
«Радиальный выход на Медвежий перевал. Пожалуй, самые красочные и счастливые впечатления за весь поход, – поделилась мыслями в дневнике Екатерина Сыроватка. – Вид с ложной седловины: долина Ледниковой, БАМ, перевал Трех жандармов и ультрамариновые озера внизу. Солнце жарит, тем приятнее искупаться в них. Воздух свежий, но не холодный, вода ледяная, горы вокруг как с фотообоев. Наверное, так выглядит счастье!»
Комментарии