Студенты Тюменского государственного нефтегазового университета имеют уникальную возможность исследовать геологические процессы на практике, а не только изучать в теории.
«Руководство вуза понимает всю важность прохождения практики студентами-геологами и геофизиками в полевых условиях, — рассказывает директор Института геологии и нефтегазодобычи ТюмГНГУ Алексей Пимнев, — ежегодно первокурсники выезжают в Сухой Лог, а после второго курса в Хадыженск (Краснодарский край). Настоящий геолог должен по срезу, по сколу определять возраст и свойства пород. Они изучают геологические строение, тектонические нарушения и многое другое».
На практике студенты встают в 7:30 утра, а дежурные и «хозяйка» лагеря — учебный мастер Вера Михайловна — с первым криком кубанских петухов (это 4 часа утра). Шутка ли — приготовить завтрак на 160 человек! После, бригадами в сопровождении преподавателей, студенты выдвигаются в маршруты, которые проходят по долинам рек Хадажка и Пшиш, а также в Гуамском ущелье — изумительном месте, где можно увидеть живую коллекцию эндемичных и реликтовых растений (папоротники, мицелис степной и пр.).
Вес рюкзака геолога в среднем 4-5 кг, а к концу маршрута он становится в два раза тяжелее из-за отобранных образцов пород. Каждая бригада в маршруте должна иметь два горных компаса, увеличительные лупы, раствор кислоты, топооснову, 2 геологических молотка, а ещё полевые дневники и карандаши. В бригадах есть ответственные за составление абриса маршрута, за отбор образцов горных пород. Полевой дневник является основным документом, в котором должны быть отражены все полевые наблюдения и сведения, полученные во время полевых работ. Исходные материалы необходимы для построения геологической карты.
Будущие геологи определяют минералогический состав, зернистость, прочность, структурные особенности, такие как слюдистость, однородность, пластичность; схема описания пород терригенных толщ определяется по 14 признакам. Свойства пород геологи определяют, как подлинность монет, «на язык». Студенты шутят, чтобы определить, нужно «полизать» алевролит.
Путь геолога извилист и коварен: чтобы найти нужную породу, ему необходимо преодолеть горные реки, пройти извилистые склоны и стоптать ни одну пару обуви. В таких условиях важна поддержка, взаимовыручка и сплоченность коллектива. Во время практики завязывается дружба на долгие годы. А преподаватели для студентов стают не просто учителями, но и воспитателями, наставниками.
«Когда мы узнали, что можем опять вернуться в Хадыженск в качестве преподавателей, были несказанно рады, — рассказывает аспирант ТюмГНГУ Мурад Алиев, — здесь в памяти, как древние легенды, оживают воспоминания. Мы делаем всё возможное, чтобы студенты почувствовали атмосферу, прониклись и поняли, что такое настоящий геолог. С чем могут сравниться ощущения, когда находишь свою первую нефть, зубы древних акул, которые с энтузиазмом откапывают наши студенты».
Будущие геологи отбирают образцы горных пород, а геофизики проводят магнитную и гравитационную съемку. Так при проведении геомагнитной съемки у Синей Ямы, выполненной студентами-геофизиками ТюмГНГУ, была зафиксирована аномалия напряженности геомагнитного поля.
К концу маршрутов рюкзаки студентов наполнены ценными для геологов породами. Минералы могут рассказать о многом — по каменному материалу будущие геологи «читают» древние тайны Земли.
Комментарии