Исследования
студента Тюменского индустриального университета Ивана Верхозина получили
поддержку всероссийского конкурса «Студенческий СТАРТАП». Он выиграл 1 млн
рублей на разработку винтокрылого БПЛА (беспилотного летательного аппарата)
системы NOTAR с двигателем внутреннего сгорания.
Третьекурсник Иван Верхозин обучается
на востребованном направлении «Мехатроника и робототехника», которое выбрал не
случайно.
«Я
увлекаюсь беспилотниками с юношества, поэтому и в университете продолжил
заниматься этой темой при поддержке руководителя нашего направления Ивана
Сергеевича Золотухина, – поделился студент. – Мой проект – исследовательский. Мы хотим выяснить,
будет ли целесообразным использование вертолета с технологией NOTAR (от англ. No Tail Rotor – без хвостового винта) для
БПЛА. В традиционном вертолете есть несущий винт и винт на хвостовой балке,
компенсирующий реактивный момент несущего. Схема NOTAR предполагает компенсацию
реактивного момента при помощи направленного воздушного потока, выходящего из
сопла хвостовой балки».
По словам молодого
исследователя, данная технология не нова, но в беспилотниках еще не применялась.
Использование такой системы позволит достичь ряда преимуществ. Во-первых, это
снижение шума, что важно при использовании в городском пространстве. Во-вторых,
повышение энергоэффективности. Такой беспилотник может совершать более
длительные полеты при меньшем расходе энергии. При этом, использование двигателя
внутреннего сгорания в сравнении с электроприводом позволит повысить
длительность полета, расширить температурный диапазон эксплуатации, ускорить
повторный запуск и др. Кроме того, отсутствие хвостового винта позволяет повысить
безопасность и понизить вероятность столкновения с препятствиями.
«Сейчас
мы занимаемся разработкой основных узлов БПЛА. Изготовлен и протестирован стенд
для испытания воздушных винтов, определения их основных параметров: тяги, потребляемого
момента, устойчивости. Мы планируем доработать стенд для установки хвостовой
балки системы NOTAR, чтобы исследовать ее основные параметры, – рассказал
Иван Верхозин. – Получение гранта позволит пойти дальше и создать летающий прототип».
Использовать БПЛА системы
NOTAR разработчик предлагает в различных сферах. К примеру, в сфере доставки такой
беспилотник может стать альтернативой традиционным методам решения проблемы «последней
мили». В логистике это понятие обозначает финальный и самый затратный этап
доставки товара до конечного получателя.
Центр
по внешним коммуникациям ТИУ
Комментарии