Делегация города Тюмени в сентябре нанесла официальный визит в столицу Татарстана. Поездка состоялась по инициативе представителей Тюменского индустриального университета при поддержке Администрации города Тюмени, с целью изучения опыта реализации в Казани системы «Умный город».
В состав делегации со стороны ТИУ вошли руководитель проекта Smart City, заведующий кафедрой автомобильного транспорта, строительных и дорожных машин ТИУ, д.т.н., профессор Олег Данилов, ведущий специалист Центра интеллектуальных систем университета Алексей Осипенко.
По словам Олега Данилова, в «Третьей столице России» специалистов университета, прежде всего, интересовали вопросы, связанные с опытом внедрения автоматизированных систем управления (АСУ) дорожного движения и пассажирских перевозок.
При этом особый интерес у тюменских инженеров вызвала система адаптивного светофорного регулирования, успешно действующая в Казани со времени проведения всемирной летней Универсиады 2013 года. Она охватывает, в общей сложности, 158 из 350 светофорных объектов, надёжно защищая центр города от автомобильных пробок и заторов.
«Схема работы адаптивной системы достаточно проста, — рассказывает Алексей Осипенко. — На перекрестках установлены специальные детекторы обнаружения транспорта, которые считают количество автомашин, подъезжающих к нему с различных направлений, а также их скорость. Эта информация поступает в диспетчерский центр, обрабатывается программой, которая автоматически настраивает режим работы светофора».
Камеры на перекрестках, где установлена адаптивная система, в течение месяца собирают статистику: о количестве проезжающих через него в разное время машин. Таким образом, светофоры различают обычную обстановку от затрудненной.
«Казань, в целом — город очень продвинутый, с точки зрения цифровых технологий, инноваций, а по «умным светофорам» входит в число лидеров, наравне с Москвой и Санкт-Петербургом. Тюменский индустриальный университет в рамках проекта «Смарт Сити» ведёт аналогичные разработки. Мы приняли на вооружение опыт коллег», — рассказал по итогам поездки профессор Данилов.
По его словам, в Тюмени сегодня не меньше светофорных объектов, какие из них станут умными — тема весьма актуальная: оборудовать один перекрёсток стоит порядка десяти миллионов рублей. Разработчикам Smart City-Тюмень уже в ближайшее время предстоит выработать чёткий подход к вопросу о том, решит ли светофорное регулирование в городе проблему пробок, или для этого необходимы еще развязки, отсутствие левого поворота, выделенная полоса, реверсивное движение. «В каждом городе, конечно, своя специфика. В одном более развито круговое движение, в другом — радиальное. Тюмень, например, делится железной дорогой и рекой. Масса узких вопросов. Ответы на некоторые из них мы получили в Казани», — отметил Олег Данилов.
«Отрадно, что наши областные и городские власти уделяют должное внимание данной проблеме. Мэр города, его команда серьёзно нацелены на её последовательное эффективное решение. Нет никаких сомнений в том, что в Тюмени в скором времени появятся «умные светофоры», — подчеркнул руководитель проекта Smart City.
«Непосредственно наша задача в том, чтобы совместно с МКУ «Тюменьгортранс» — организацией, уполномоченной городом на решение проблем в сфере транспорта, создать некий НИОКР, который позволит минимизировать затраты, усовершенствовать систему, адаптировать её применительно к нашим условиям», — добавил он.
Отметим, рабочая поездка в Казань состоялась при участии заместителей главы Администрации города Тюмени Максима Афанасьева, Ирины Богинской, Руслана Кухарука, руководителя городского департамента экономики и стратегического развития Сергея Толстых.
Представители администрации Тюмени приняли самое непосредственное участие в формировании делегации, подготовке и проведении рабочей поездки в Казань.
Знакомство с программой АСУ пассажирских перевозок в Казани для представителей ТИУ произошло в Центре регулирования дорожного движения. Подобная система в Тюмени уже реализуется в Тюмени на базе «Тюменьгортранса».
«Было интересно обменяться мнениями по данной тематике тоже», — отметил профессор.
В ходе своего визита в столицу Татарстана тюменская делегация посетила республиканский Иннопарк, а также Центр передовых цифровых технологий, реализующий проекты в области ЖКХ, государственного управления и др.
«К большому сожалению, Центр передовых цифровых технологий значился уже завершающим пунктом нашей программы. Однако это место оставило о себе неизгладимое впечатление. Всё построено просто и чётко, работает безупречно. Обязательно совершим туда поездку повторно, с целью восприятия их достижений для нашего проекта. Уверен, это даст новый толчок для развития Smart City-Тюмень», — рассказал Олег Данилов.
В целом, по его мнению, несмотря на то, что городу предстоит сделать ещё очень многое для того, чтобы оцифровать все сферы своей жизни и жизнедеятельности населения, Казань, безусловно – Умный город.
«При этом в Казани нет организации, которая специально координирует развитие «Умного города». Вся эта работа ведётся в рамках отдельных проектов, достаточно разрозненно, под эгидой того или иного департамента в системе государственного муниципального управления — по информатизации, транспорта и др. Тем не менее, часть умных, smart-технологий реализуется там блестяще. Нам есть, чему у них поучиться!», — подытожил Олег Данилов.
Напомним, Тюменский индустриальный университет выступил с инициативой разработки Smart City в Тюмени в 2016 году. Проект «Создание инновационного кластера в сфере компетенций Smart-City, IoT/IIoT и BigData» включен в Программу стратегического развития опорного университета до 2020 года.
1 августа 2017 года и.о. ректора ТИУ Вероника Ефремова утвердила план реализации проекта. В число разработчиков системы сегодня входит 16 учебных кафедр опорного вуза (ведущая – Автомобильного транспорта, строительных и дорожных машин). В общей сложности «Умный город» охватывает более 50 направлений, в т.ч. «Умная дорога», «Умное производство», «Умный дом», проекты в области ЖКХ, экологии, образования, медицины и мн.др.
В настоящее время в ТИУ ведется разработка концепции проекта Smart City, его дорожной карты, определены основные направления реализации проекта. По ним сформированы рабочие группы, назначены руководители.
Комментарии