В Тюмени завершилось двухдневное обучение для руководящего состава опорного университета: 150 человек прошли программу повышения квалификации Московской школы управления СКОЛКОВО.
24 команды, вовлечённые в игру в формате компьютерного симулятора, учились в виртуальном пространстве управлять университетом в целях достижения ориентиров вхождения в ТОП-100 международного рейтинга вузов за шесть лет его развития.
«Программа «Управление университетом» с применением симулятора несёт в себе сразу несколько задач, — поясняет руководитель Центра образовательных разработок Московской школы управления СКОЛКОВО, эксперт в области разработки и проведения образовательных программ Ольга Назайкинская. — Одна из них – это «погружение» руководителей и сотрудников университета, являющихся ключевыми фигурами в исследовательских и иных направлениях программы развития вуза, в современную действительность управления университетом, в терминологию и специфику его руководства. Компьютерная модель, в которую они играют, отражает устройство и систему управления современным исследовательским университетом, который может войти в лучшие рэнкинги — мировые рейтинги оценки деятельности университета.
Вторая задача курса – «образовательная» – подразумевает изучение терминологии, работы механизмов, инструментов, которые используются в работе и т.д. Третья – включает аспекты командообразования: участники работают в малых группах по пять человек, внутри которых они должны выстроить связи, определить функционал каждого, выбрать руководителя, а главное — быть готовыми слушать и слышать коллег, вступать с ними в содержательную (а не в социальную) коммуникацию и т.д.
Есть еще одна задача – подготовка к стратегическим сессиям, которые в дальнейшем будут проводиться в Тюменском индустриальном университете, и отбор для этих сессий участников, которые могут принять эти форматы, способны задумываться о будущем университета и готовы в этом направлении двигаться».
Командная работа
Как показывает практика, не все готовы включиться в командную работу с первых минут знакомства, стать лидером своей команды, взять на себя ответственность за принятие непростых решений в ограниченное время.
«Если мерить активностью и включённостью, то, конечно же, сотрудники Тюменского индустриального университета проявили себя. Они (за исключением небольшой группы людей) включены в процесс, это видно. Формат приняли, готовы осваивать новую технологию – это сильная сторона. Не хватает содержательной поддержки этого направления: видно, что не все участники включены в обсуждение исследовательской политики, передовых вопросов управления университетом, возможно, просто потому, что они не погружены в эту действительность. Но за два дня такой работы можно проследить динамику, увидеть, как они переходят от игрового формата к формату освоения – они начали интересоваться, изучать внутреннее устройство механизмов, предложенной модели и инструментов», — прокомментировала работу сотрудников вуза эксперт СКОЛКОВО Ольга Назайкинская.
Лучший результат командный игры
Своими впечатлениями от обучения на симуляторе поделился участник команды, добившейся наилучших результатов по итогам управления виртуальным университетом, начальник отдела по работе с юридическими лицами Руслан Галикеев:
«Сначала у меня было противоречивое мнение о самой игре – она не даёт понимания реальных процессов, но с вовлечением в сам ход игры появилось понимание того, что её процесс направлен на отработку навыков принятия решений, умения анализировать ситуацию, причём делать это оперативно. Основное, что нам помогло стать первыми, по моему мнению, это умение слышать друг друга в команде и принимать решения коллегиально, в формате мозгового штурма. Уверенность в том, что наш виртуальный университет сможет войти в ТОП-100 начала приходить на третьем этапе («году») управления. Было желание попасть в ТОП-100, и соответственно мы выстроили стратегию, понимали куда двигаться и что делать для дальнейшего развития университета. У нас это получилось, в мировом рейтинге вузов мы – 98-е!»
«Послевкусие» от игры
Участница программы, начальник отдела по взаимодействию с индустриальными партнёрами ТИУ Оксана Третьякова выразила организаторам слова признательности за созданную атмосферу драйва и азарта, в которую сотрудники университета были погружены в течение двух дней, а также коллегам: «Спасибо лиге. Хоть мы и конкуренты, нашей команде было оказано огромное доверие. Я благодарна поддержке и внимательному отношению всех игроков. Благодаря тому, что мы смогли услышать друг друга, и были достигнуты эти результаты!»
Доцент кафедры транспортных и технологических систем Сергей Пульников вспоминает особо острые моменты в игре не менее эмоционально. «Например, моменты принятия решения, — говорит он, — которые порой похожи на то, как ты управляешь самолётом и вдруг в один момент не знаешь что делать и понимаешь, что рядом сидящий пилот тоже не знает: вокруг столько приборов, и сложно удержать всё в голове, а за тобой — полный салон пассажиров… Ощущать эту потерю управления, после чего принять верное решение – это классно!»
Главный научный сотрудник научно-исследовательского сектора, д.т.н. Василий Овчинников отметил эффективность работы на симуляторах: «Обучение на тренажерах мы начали еще в 1996 году, тогда у нас в университете впервые появился тренажер по бурению скважин… Сегодня я впервые увидел тренинг на симуляторе по управлению университетом. Обучение в целом мне понравилось и выражаю мнение всей команды, что оно эффективно, полезно и поможет руководителям нашего реального университета. Но хотелось бы перед тем как уйти на тренажеры, пройти теоретическую часть – ознакомиться с инструментами, изучить программное обеспечение и прочие вещи».
И.о. проректора по экономике Денис Неустроев: «Самое главное, что мы поняли, что симулятор способствует выработке управленческого поведения, управленческих действий в результате шоковых состояний».
Комментарии