22 бюджетных и три договорных места предусматривает программа прикладного бакалавриата направления 15.03.01 «Машиностроение» («Системы автоматизированного проектирования и технологической подготовки производства»). Об актуальности и особенностях обучения, которое начнется 1 сентября 2017 года, рассказывает руководитель образовательной программы — доктор технических наук, доцент кафедры «Станки и инструменты» ТИУ Владимир Долгушин.
— Владимир Вениаминович, вы – один из победителей конкурса руководителей образовательных программ, который проводился в ТИУ в начале 2017 года. Какова миссия данной образовательной программы?
— Мы нацелены на то, что в результате ее реализации будет подготовлен высококвалифицированный специалист, умеющий придумать новый продукт или новую техническую идею, осуществить все конструкторские и технологические работы по ее воплощению, внедрить задумку в производство.
— Какие виды профессиональной деятельности она открывает перед специалистами в будущем?
— Научно-исследовательская деятельность, работа в должности начальника лаборатории, инженера-исследователя, инженера-испытателя, проектно-конструкторская – в отделах главного конструктора, гл. технолога, гл. механика, производственно-технологическая – у гл. технолога, гл. металлурга, гл. сварщика, гл. механика, гл. метролога предприятия.
— Почему по данному направлению был выбран именно такой профиль?
— Я сам окончил вуз по специальности «Технологии машиностроения. Металлорежущие станки и инструменты». Тогда это была базовая специальность по машиностроению. И все эти годы, я окончил Ленинградский политехнический институт в 1976 году, я преподавал на машиностроительных специальностях. Это направление мне ближе всего. Но нужно было выбрать профиль, который будет интересен нынешним выпускникам. А они значительно отличаются от тех, кто выпускался даже 15 лет назад. Своими когнитивными способностями, прежде всего. Все отлично владеют компьютером, пусть не на профессионально, но на пользовательском уровне, являются активными пользователями социальных сетей, разбираются во всевозможных гаджетах. Поэтому, внимательно оценив все профили машиностроительного направления, а их сегодня насчитывается порядка 23, наиболее близким современной молодежи мне показался тот, что связан именно с компьютерной техникой. Кроме того, вся моя научная работа, кандидатская и докторская диссертации, были связаны с компьютерными вычислениями. Я преподавал информатику для машиностроителей, проектирование металлорежущих инструментов. Поэтому профиль «Системы автоматизированного проектирования и технологической подготовки производства» мне, как ученому, тоже очень интересен.
— А насколько интересен данный профиль производству? У предприятий есть спрос на таких специалистов?
— Я сам провел ряд встреч с директорами заводов и рассказал им об этой идее. В ее обсуждении приняли участие руководители порядка 20 тюменских предприятий – членов Ассоциации машиностроителей. Оказалось, конструкторы, владеющие современными программными продуктами для проектирования изделий, знающие технологию производства деталей – именно те специалисты, которые сегодня им очень нужны. Причем конструкторское бюро на этих заводах состоит, как правило, из 40-50 конструкторов, 20-30 технологов. Коллектив естественным образом обновляется, люди уходят на пенсию, через четыре года предприятия будут готовы принять от нас ежегодно 4-5 выпускников.
— Какие компании входят в число их потенциальных работодателей?
— Ведущие машиностроительные предприятия Тюменской области и России – АО «ГМС Нефтемаш», ОАО «Сибнефтемаш», ОАО «Тюменские машиностроители», ОАО «ГРОМ», ООО «Югсон-Сервис», ОАО «Опытный завод «Электрон», ЗАО «Тюменский машиностроительный завод» и другие. Образовательная программа предусматривает совместные учебные и коммерческие проекты с будущими работодателями. Для обеспечения глубокой практической подготовки в рамках программы будет реализован проектный метод обучения. Плюс – технологии и стандарты WorldSkills. По направлению производственные и инженерные технологии обучающиеся после первого курса получат удостоверения токаря или фрезеровщика на станках с ЧПУ. С начала обучения студенты будут разделены на команды по 4-5 человек, каждая из которых получит комплексную тему на разработку инженерного продукта. Он будет иметь своего заказчика – представителя производственного предприятия, который может гарантировать не только объективную оценку результатов работы, но и дальнейшее трудоустройство ребят на предприятии.
— Какие именно проекты будут переданы в разработку? Можете привести примеры?
— Разработать оригинальную конструкцию задвижки для перекачки нефтеносных жидкостей, большого диаметра, под большим давлением, запатентовать ее, чтобы завод мог выпускать изделие на законных основаниях. Это один из стандартных проектов. Но есть и особые задания. Не так давно, например, к нам обратился Заводоуковский тепличный комплекс. Им необходимо автоматизировать одну из операций в цикле выращивания зелени. Процесс полностью автоматизирован — засыпка земли, семян, полив, освещение — все, кроме укладки горшков в кассеты на 52 гнезда. Они просят спроектировать устройство, которое решит проблему. Будут и сложные проекты. Разработать, например, машину для лепки сибирских пельменей. Настоящих, которые не в два защипа, а с ободком. Но это уже верх конструкторской мысли, инженерное творчество — задача для 4 курса.
— Каковы основные дисциплины учебного плана?
— В процессе обучения ребята получат фундаментальные знания по материаловедению, пластической, термической обработке черных и цветных металлов, современным информационным технологиям проектирования в машиностроении, автоматизации проектирования технологических процессов, конструирования и получения управляющих программ для оборудования с числовым программным управлением, организационно-управленческой деятельности на машиностроительных предприятиях. Преподавание всех дисциплин учебного плана предполагает использование компьютерной техники и современных средств коммуникаций, современных программных продуктов, компьютерных тренажеров, систем автоматизированного проектирования (конструирования), 3D-моделирования механизмов, устройств, изделий, машин, а также систем автоматизированного проектирования технологических процессов производства изделий.
— Кто будет вести занятия?
— У меня была возможность выбрать преподавателей. Я работаю в университете уже более 40 лет, и прекрасно знаю людей, кто и как преподает, кто и что требует, кто и чему может научить. Поэтому уверенно заявляю, что в реализации данной программы будут задействованы лучшие преподаватели, начиная с первого семестра с первого курса. Например, детали машин будет вести Владимир Алексеевич Пяльченков, физику — Борис Владимирович Федоров — одни из самых опытных, лучших наших преподавателей. Инженерную графику поведет Татьяна Евгеньевна Помигалова. У нас договоренность, что уже к концу первого семестра она научит ребят тому, чему по стандартной программе учит за год. К зиме они будут рисовать модели изделий в сборке. На четвертом курсе – смогут изучать универсальный программный продукт, который позволяет проектировать заводы, автомобили, самолеты, теплоходы, рисовать конструкцию, рассчитывать на прочность, создавать программы для станков с числовым программным управлением. Математику и английский язык будут преподавать приглашенные специалисты из Тюменского государственного университета. Я уверен, что все получится. Главное, сейчас – набрать хороших ребят. С хорошими работать сложнее. Но реализовать все задуманные проекты можно только с теми, кто знает физику, математику не на 34 балла.
— А на сколько? Какой у вас средний балл?
— Средний балл, который я должен обеспечить по предмету – 65. По трем предметам — не меньше 160-170. Проходной будет не ниже 160-ти. Приходят ребята на 180, 217, 208. Вот с ними можно и интересно работать.
— Абитуриенты интересуются программой? Сколько уже принято заявлений?
— Заявлений пока подано немного, всего около 40. Однако радует, что почти практически во всех указан статус, приоритет – наше направление и профиль.
— Каковы сроки приема документов?
— Срок приема документов для лиц, имеющих среднее профессиональное или высшее образование – до 10 июля 2017 года, до 17-00 по местному времени включительно. После подачи документов абитуриенты проходят вступительное испытание в форме тестирования. Оно проводится с 5 по 14 июля в соответствии с расписанием вступительных испытаний, размещенном на информационных стендах приемной комиссии и официальном сайте университета.
Комментарии