Размер шрифта:

Цвет:

Изображения:

Кернинг:

1x
2x
3x

Озвучивание:

Назад

05.09.2025
0
5597
Новости ТИУ

Профессор Сергей Грачев: главное, ребята, не изменяйте своей профессии!

Сергей Иванович Грачев, член-корреспондент РАН, имеет два ученых звания по научным специальностям: профессор по бурению нефтяных и газовых скважин и профессор по разработке и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений, отдавший много лет своей жизни нефтегазовой отрасли и развитию инженерного образования, стал героем рубрики «Люди, посвятившие себя науке». В преддверии Дня работников нефтяной и газовой промышленности Сергей Иванович делится своими размышлениями о переломных моментах в отрасли и о вызовах, с которыми сталкивается современное нефтегазовое образование.

Досье

Сергей Иванович Грачев – заведующий кафедрой разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений, доктор технических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования РФ. Награжден грамотами Минтопэнерго, ПАО «Газпром», правительства ХМАО-Югра и правительства Тюменской области, почетным Знаком Союза нефтегазопромышленников России. 

Сергей Иванович имеет звание почетный нефтяник, награжден знаком «Отличник разведки недр». В высшей школе работает с 1980 года. Специализируется на проблемах строительства и эксплуатации наклонно-направленных и горизонтальных скважин нефтяных месторождений. Основные научные труды посвящены решению проблем повышения технико-экономических показателей процессов вскрытия продуктивных пластов и скважинной добычи нефти путем применения современных технологий. Профессор – автор 169 научных работ, из них 7 – монографий и 13 – авторских свидетельств и патентов. Им подготовлены десятки кандидатов и докторов технических наук. 
СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ, ПОЧЕМУ ВЫ РЕШИЛИ ПОСТУПАТЬ В ТЮМЕНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ?
Мои родители и все родственники – строители, а я мечтал стать архитектором. Когда пришел поступать в Тюменский инженерно-строительный институт, то с удивлением обнаружил, что архитектуры там нет, а есть только промышленно-гражданское строительство (ПГС). В приемной комиссии мне порекомендовали сходить к декану. Это был шикарный мужчина с великолепный усами и его трость почему-то лежала на письменном столе. Как потом выяснилось, это был Константин Петрович Путятин – декан ПГС в ТИИ и один из создателей ТюмИСИ. Он и сказал, что мне прямая дорога в Тюменский индустриальный институт. Волею судеб я оказался на бурении, и этому способствовал Леонид Иванович Чириков – декан нефтегазопромыслового факультета. После первой же сессии я понял, что выбрал правильную специальность.
В ШКОЛЕ ВЫ БЫЛИ ОТЛИЧНИКОМ?
Мне повезло, я учился у Петра Юлиановича Хайновского, знаменитого педагога. Многие ученые, ставшие впоследствии докторами наук, были его учениками, например, доктор экономических наук, профессор ТИУ Анатолий Николаевич Силин, профессор Валентин Васильевич Паникаровский. Петр Юлианович подбирал себе в класс тех, кто участвовал в олимпиадах, я тоже принимал участие на городском и областном уровнях, был склонен к математике и физике. 
Воспитание у меня «коммунистическое», я жил в «Затюменке» на улице Коммунистической, с утра до вечера мы играли в футбол и волейбол. И мне казалось, что я вырасту выдающимся футболистом. Попал в тюменскую команду мастеров по футболу к прекрасному тренеру Владимиру Михайловичу Масленникову. Но Борис Петрович Елькин, футбольный и хоккейный арбитр всесоюзной и республиканской категорий выяснил, что я близорукий так как очень много читал. В 7 классе я стал членом сборной Тюменской области по волейболу. Спорт занимает важную роль в моей жизни. Тренировки, тренерская работа – это дисциплинировало и выработался определенный жизненный график. Супруга Светлана – чемпионка Тюменской области среди производственных коллективов по настольному теннису. Сын Артем – призер первенства России, кандидат в мастера спорта. У дочки Снежаны первый разряд, участвует в турнирах на всероссийском уровне.
СЫН ПОШЕЛ ПО СТОПАМ РОДИТЕЛЕЙ НЕ ТОЛЬКО В СПОРТЕ…
Да, в этом году он поступил в наш университет на нефтегазовое дело, набрал более 300 баллов, так как он призер олимпиад, имеет спортивные достижения. К нефтянке мы его готовили с детства. 
ПОЛУЧАЕТСЯ, ЧТО ВЫ ОСНОВАТЕЛЬ ДИНАСТИИ НЕФТЯНИКОВ?
Думаю, да. Мое окружение – буровики, нефтяники, газовики, мы дружим семьями, так что моим детям прямая дорога на разработку нефтяных и газовых месторождений. 
Помню, как сначала я выбрал направление «автоматизированные системы и управление», но все места отдали ребятам с рабфака, их брали вне конкурса. В приемной комиссии мне объяснили, что обозначают НБ и НР, и что на НБ (бурение) идет больше парней. В группе нас было всего 5 школьников, остальные ребята с опытом. В итоге после первого курса мы все вместе дружно уехали на практику, после которой я получил огромную по студенческим временам сумму денег и понял, что у меня хорошая специальность. Все пять лет каждое лето я по 2-3 месяца работал на буровой, и это была огромная практико-ориентированная подготовка. 
В студенческие годы огромное влияние на нас и наше становление оказали преподаватели. Заведующий кафедрой Георгий Степанович Грязнов пользовался огромным авторитетом, он пришел в вуз с должности директора ТюменьНИИгипрогаза, а до этого был главным инженером Мессояхской экспедиции, первооткрывателем Мессояхского месторождения. Он лично принимал отчеты по практике, и когда узнавал, что мы работали на буровых – поддерживал. Я придерживаюсь того же принципа: работаете по специальности – доучим, наверстаем. 
НА КАКОМ КУРСЕ НАЧАЛИ ЗАНИМАТЬСЯ НАУКОЙ?
Георгий Степанович Грязнов и Михаил Николаевич Сафиуллин, заместитель руководителя Главтюменнефтегаза Виктора Ивановича Муравленко, предупреждали, что мое предназначение в науке, а я рвался осваивать нефтяную целину. После окончания Тюменского индустриального уехал работать в Варьеганское управление буровых работ, в то время это бы второй Самотлор. Но по моим разработкам в дипломной работе кафедра бурения заключила НИОКР. Практически на 3-ий год моей работы вышел Приказ по Главтюменнефтегазу – с целью оказания помощи кафедре бурения, перевести меня ассистентом кафедры в ТИИ, тогда это не обсуждалось, но было что-то экстраординарное. Я рассчитывал стать генеральным директором в будущем, а благодаря моим наставникам попал в науку.   
НАУЧНАЯ КАРЬЕРА БЫСТРО ПОШЛА ВВЕРХ?
В советские времена все делалось по плану. Ассистенты не только занимались наукой, но и работали на сельхозработах, организовывали студенческое движение. И опять мне повезло. В ТИИ был единственный доктор по бурению – Виктор Ефимович Копылов. Он предупредил меня, что вуз это такое сложное дело, на производстве гораздо честнее и проще, я до сих пор помню эти слова.  Виктор Ефимович предложил мне тему, а я набрался наглости и предложил ему свою. Через год я написал 200 страниц по его теме, а по моей представил программу промысловых испытаний, акты внедрения и описал все, что я сделал в Нижневартовском регионе за этот год. Он мне разрешил заниматься моей темой. Конечно, у него было свое видение, он был выдающимся ученым, который вычитал 8 вариантов диссертации, он меня «выстрогал», научил «хорошему русскому языку», я переписывал каждую страницу. Я никогда не терял с ним связи и видел, что он мной гордился. Он дарил мне свои книги, монографии и душевно их подписывал, а когда узнал, что у меня родился сын, он подписал монографию ему, чтобы сын пошел по моим стопам. Огромное влияние на меня оказал Юрий Степанович Кузнецов.    
НО ВСЕ-ТАКИ ВЫ ВЕРНУЛИСЬ В ХМАО… 
90-е годы – труднейшие, даже для нефтегазовой отрасли, не говоря уже об образовании. В Нижневартовске была заморожена стройка здания нашего университета. Николай Николаевич Карнаухов предложил мне найти решение этой задачи. Меня назначили на должность проректора Нефтегазового университета по Ханты-Мансийскому округу для того, чтобы в правительстве ХМАО представлять интересы нашего университета. Дела были очень плачевные. Но через 10 лет здание построили. Нижневартовский филиал стал самодостаточный и очень прибыльный, а мне предложили стать ректором Нижневартовского госуниверситета. Но Николай Николаевич Карнаухов предложил мне «поднимать с колен кафедру разработки». Именно благодаря ему я остался в науке и в Тюменском вузе. 
Не знал, с чего начинать, я буровик. Советовался с Родионом Ивановичем Медведским, одним из основателей кафедры разработки, тоже буровиком, сдружился с Александром Прокопьевичем Телковым. Это был выдающийся российский ученый и мой старший друг. Мой сын Артем даже считал, что это его дедушка. И, естественно, вектор научных направлений у меня изменился. 
НЕ ЖАЛЕЕТЕ, ЧТО НЕ СТАЛИ РЕКТОРОМ? 
Когда Николай Николаевич Карнаухов предложил мне быть его оппонентом на выборах ректора, я набрал 25 процентов, прошел, как кандидат на должность ректора в Министерстве, ректор МГУ Виктор Антонович Садовничий сказал, что я достойный кандидат. Я был директором Института нефти и газа, уже третий десяток руковожу кафедрой разработки и это очень важно для меня.  
ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ НА КАФЕДРЕ ЗА ЭТО ВРЕМЯ?
Представьте, 2003 год, на кафедре всего 5 доцентов и 15 ассистентов, невообразимые условия труда. Но я создал такие условия, чтобы преподавателям хотелось идти на работу. Мебель, компьютерное оборудование, ремонт аудиторий, преподавательских, локальные сети – буквально за полгода. Я понимал, что ассистенты, которые есть на кафедре – это золотой фонд института, и я сделал все для того, чтобы они защитили диссертации и стали доцентами – Валентин Алексеевич Коротенко, Алексей Аркадьевич Кононенко, Марина Ивановна Забоева – первая помощница во всех делах, во всех начинаниях на кафедре. И третье: мой старший товарищ Игорь Тихонович Мищенко, заведующий кафедрой разработки в РГУ нефти и газа поделился советом, что столичные штучки у него на кафедре не работают, надо делать ставки на людей. Я стал подбирать молодых, интересных, перспективных ребят из Курганской и Тюменской области, которые хотели остаться в университете, все они в итоге получили искомую степень – Олег Фоминых уже доктор наук, Александр Самойлов руководит базовой кафедрой ООО «Газпром ВНИИГАЗ», в какой-то период на кафедре работало до 100 человек, теперь 10 процентов профессоров, доцентов.  
ВЫ СТАЛИ ЧЛЕНОМ-КОРРЕСПОНДЕНТОМ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК, ЧТО ДЛЯ ВАС ЗНАЧИТ ЭТО ЗВАНИЕ?
Известное выражение Николая Николаевича Карнаухова: многие хотят стать ректором, но многие из них не становятся, а член-корреспондент РАН – это навсегда! Если серьезно, то моя работа с Сибирским отделением РАН – это три года. Михаил Иванович Эпов, председатель Научного совета по проблемам геологии, геофизики, разработки и переработки углеводородов ОНЗ РАН отметил, что в Западной Сибири происходят негативные процессы, нет академического влияния и произошла естественная убыль академиков, ушли из жизни Иван Иванович Нестеров, Аркадий Романович Курчиков, а выборов по специальности «Геология и разработка нефтегазовых месторождений» давно не было. И они предложили нам: Семену Федоровичу Мулявину, Сергею Александровичу Леонтьеву и мне поучаствовать в выборах. Мы делали многократно доклады: на Питерском экономическом форуме, на научно-техническом совете Газпрома, на Президиуме Сибирского отделения, Стратегической сессии Академии наук. Представляли мы не личные достижения, а то, что сделано в университете по выбранной научной специальности, по разработке, свой многолетний труд.
Итогом докладов стал протокол президиума Сибирского отделения РАН. Сейчас вуз, нефтегазодобывающие компании и СО РАН в союзе работают по решению прикладных задач в разработке – и это наша заслуга. Речь идет о проблеме повышения периода рентабельной эксплуатации скважин в низкопроницаемых нефтяных коллекторах, так как месторождения находятся на последней стадии разработки, а скважины зачастую работодатели, компании закрывают, мы предложили технологии, методы и получили результаты, позволяющие продлить период рентабельной эксплуатации этих скважин. Я рад, что научное сообщество оценило и признало мой труд. Благодарен руководству нашего университета, Юрий Сергеевич Клочков поддерживал меня, интересовался работами, хотя он специалист в другом направлении. На Ученом совете он вручил мне кортик с гербом университета, и отметил, что получение памятного знака почета станет новой традицией университета – это очень хорошая инициатива.
В ПЛАНАХ НА БУДУЩЕЕ СТАТЬ АКАДЕМИКОМ?
Возможно. Но не хотелось бы это связывать с переменой места работы, так как сросся с научным сообществом в нашем регионе, в Западной Сибири. Я настолько много вложил сил, чтобы нас признавали в Москве и в Санкт-Петербурге. Меня пригласили в диссертационный совет Горного университета и это высокая честь. Я связываю свою будущую научную деятельность с подготовкой докторов. У Виктора Ефимовича Копылова я был 65-ый или 70-ый кандидат наук, но он такой единственный! У меня больше 20 кандидатов наук, и я считаю, что в нашем университете нужно создавать научную школу по разработке месторождений нефти и газа, но специальность, в которой мастерство профессор передает из рук в руки! И какие бы там новации в образовании не были – работаем мы именно так, мы по другому не можем.
СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ, МЫ ПОЗДРАВЛЯЕМ ВАС С ДНЕМ НЕФТЯНИКА! ЖЕЛАЕМ, ЧТОБЫ ВАШИ ПЛАНЫ ВОПЛОТИЛИСЬ В ЖИЗНЬ! 
Я тоже поздравляю коллег, студентов, преподавателей с профессиональным праздником и желаю одного: главное ребята, не изменяйте профессии! Как бы вам трудно не было, продолжайте и все будет! Не изменяйте специальности, не для того вы учитесь или учились! 
Беседовала Инна Кальва,
Центр по внешним коммуникациям ТИУ

Комментарии

Ответ на комментарий: ()

При наличии

Комментарии не найдены
Подпишитесь на рассылку
Следите за самыми актуальными новостями Тюменского Индустриального Университета. Будьте первым.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

ТИУ в социальных сетях

Версия для слабовидящих

Карта сайта

Контакты

625000, г. Тюмень, ул.Володарского, 38

Телефон/факс: +7 (3452) 28-36-60

Электронная почта: general@tyuiu.ru


© 2000-2025, Тюменский Индустриальный Университет

Минобрнауки России

Загрузка