По мнению работодателей, современный инженер должен обладать не только профессиональными компетенциями, но и так называемыми soft skills, в частности навыками эффективного взаимодействия с людьми и командной работы. В Тюменском индустриальном университете на основе такого междисциплинарного подхода реализуется несколько проектов, в их числе — создание беспилотной аварийно-спасательной машины, над которым трудятся студенты и преподаватели опорного университета. Цель проекта – спасение жизни людей.
В создании транспортного средства на основе снегоболотохода в реальную величину участвуют обучающиеся разных курсов таких образовательных программ, как: «Машины и оборудование для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, тушения пожаров», «Автотранспортная мехатроника», «Подъёмно-транспортные, строительные, дорожные средства и оборудование». В проектную команду также вошли руководители образовательных программ и представители профессорско-преподавательского состава вуза.
Как рассказал старший преподаватель кафедры Транспортные и технологические системы ТИУ, руководитель образовательной программы «Наземные транспортно-технологические средства», профиль «Машины и оборудование для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, стихийный бедствий, тушения пожаров» Виктор Костырченко, проектная команда формировалась постепенно. Студенты смогли включиться в проект, выбрав его в общем банке проектов в рамках дисциплины Проектная деятельность. «Когда ребята осознали, что могут трансформировать реальное транспортное средство, сразу загорались этой идеей. В результате у нас получилась коллаборация студентов и преподавателей. Я считаю, это огромный плюс для обеих сторон, для ребят, в первую очередь, он в том, что в командной работе они получают дополнительные компетенции», — отметил Виктор Костырченко.
Как это происходит? Например, мехатронные компоненты проектируют как мехатронщики, так и студенты других направлений, не связанных с этой специальностью. В свою очередь ребята, которые занимаются навесным тяжелым оборудованием, передают знания мехатронщикам. Потом вместе они учатся у будущих инженеров, которые проектируют общую базу для машины, её внешний вид, проводят прочностные и мощностные расчёты.
«Особенность проекта в том, что он относится не к конструированию, а к проектированию. Готовых технических решений по переводу из обычного снегоболотохода в аварийно-спасательную машину, тем более беспилотную, на сегодняшний день нет. Нельзя купить набор деталей в магазине и просто установить их. Все разработки требуют индивидуальных решений. Мы придумываем технологии, чтобы создать совершенно новый продукт, поэтому так важна командная работа. Участие в подобных проектах поможет выпускникам быстрее встроиться в реальное производство, а также сформировать дополнительные навыки и умения. Например, основы ораторского мастерства, публичного выступления при представлении проекта, умение работать в команде и нести персональную ответственность за свою часть при выполнении проекта, поскольку от эффективной работы каждого участника зависит общий результат», — резюмирует Виктор Костырченко.
Данный проект уже получил высокую оценку индустриальных партнёров вуза, представителей бизнеса и органов власти и стал победителем на XVII Всероссийском конкурсе «Моя страна – моя Россия».
В настоящее время спроектированы 3D-модели перевода транспортного средства на беспилотное управление. В мае планируется проведение испытаний на полигоне. По расчетам авторов проекта, снегоболотоход должен не только ездить, но и производить механические работы – копать, расчищать территорию, тушить пожар. В следующем семестре к ребятам-транспортникам присоединятся студенты Института сервиса и отраслевого управления — экономисты, которые просчитают целесообразность проекта и его эффективность. В дальнейшем транспортное средство может использоваться при ликвидации аварий без участия персонала, для того чтобы минимизировать человеческие затраты и предотвратить возможные жертвы.
Комментарии