Тюменский индустриальный университет
второй год становится площадкой для реализации федерального проекта Минобрнауки
РФ «Летний институт». В вуз приехали 25 молодых преподавателей из 9 стран мира.
Для участников разработан образовательный трек по направлению – «Устойчивое
развитие: технологии, экология, безопасность» на английском языке. Главным
результатом станет сотрудничество с инженерами-исследователями из Китая, ЮАР,
Вьетнама, Филиппин, Узбекистана, Шри-Ланки, Казахстана, Беларуси и Индии.
О реализации проекта рассказал Василий
Шитый, директор департамента рекрутинга обучающихся и международного
сотрудничества.
ВАСИЛИЙ
ПЕТРОВИЧ, РАССКАЖИТЕ, КАК ФОРМИРОВАЛАСЬ ПРОГРАММА ПРОЕКТА «ЛЕТНИЙ ИНСТИТУТ»?
КАКИЕ ГЛАВНЫЕ ЗАДАЧИ ОНА ПРИЗВАНА РЕШИТЬ?
Программа
Летнего института Тюменского индустриального университета сформирована с учетом
глобальных вызовов, связанных с целями устойчивого развития, и направлена на
интеграцию научных, образовательных и практических аспектов. Она разделена на
два ключевых модуля. Первый модуль «образовательный» включает лекции и воркшопы
по экологической безопасности, возобновляемой энергии, климату, восстановлению
загрязненных земель и устойчивому развитию Арктики. Второй модуль «культурный»:
экскурсии по Тюмени, Тобольску, посещение музеев и т.д., что помогает
участникам погрузиться в историю и культуру России в целом и региона в
частности.
В целом
программа Летнего института ТИУ — это сбалансированное сочетание образования,
практики и культуры, направленное на решение глобальных экологических и
социальных задач через просвещение и международное сотрудничество.
ВСЕ
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ПРОШЛИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОТБОР, КАКИМИ БЫЛИ КРИТЕРИИ?
Программа
предназначена для молодых преподавателей, исследователей и специалистов,
работающих в сфере устойчивого развития, экологии, энергетики и смежных
областях. Отбор проводился на конкурсной основе с учетом нескольких критериев.
В первую очередь — это научно-педагогический профиль. Участники должны быть
вовлечены в преподавание или исследования по темам, связанным с экологией,
технологиями, энергетикой, климатологией, корпоративной социальной
ответственностью. Приоритет отдавался кандидатам с публикациями, участием в
конференциях или практическими проектами в этих областях. Старались отдавать
предпочтение молодым преподавателям, аспирантам или PhD. Учли географическое и
институциональное разнообразие. Также учитывали личную мотивацию. Кандидаты
должны были четко сформулировать, как участие в проекте поможет их
профессиональному развитию, с указанием планов по применению полученных знаний
(например, внедрение новых курсов). Конечно, мы учитывали коммуникативные
навыки и уровень владения английским языком, на котором проводится программа.
РАССКАЖИТЕ
О СОТРУДНИЧЕСТВЕ ТИУ И УНИВЕРСИТЕТОВ, ПРЕДСТАВИТЕЛИ КОТОРЫХ УЧАСТВУЮТ В
ПРОЕКТЕ. С КАКИМИ ЗАРУБЕЖНЫМИ ВУЗАМИ УЖЕ НАЛАЖЕНО ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ?
Российские
университеты-партнеры в рамках программы — это Югорский государственный
университет (город Ханты-Мансийск) и Уральский федеральный университет (город
Екатеринбург). С ЮГУ ключевые направления сотрудничества связаны с климатическими
исследованиями, мониторингом углеродного баланса, использованием беспилотных
технологий в экологии. С УрФУ сотрудничество акцентировано
на энергетическом переходе, ESG-трансформации бизнеса.
В программе
принимают участие представители Китайского нефтяного университета, с которым у
ТИУ есть совместная образовательная программа по направлению подготовки «Нефтегазовое
дело», в рамках которой китайские школьники сначала поступают в КНУ, а после
второго курса могут перевестись в ТИУ и продолжить обучение в Тюмени, пройдя
дополнительно годовой курс обучения по русскому языку.
С Джизакским
политехническим институтом в настоящее время прорабатывается вопрос создания
совместных методических материалов на узбекском языке для использования в
образовательном процессе по релевантным направлениям подготовки.
ЗАДАЧИ
«ЛЕТНЕГО ИНСТИТУТА» В РАЗВИТИИ ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ, РАЗРАБОТКЕ И
РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ И НАУЧНЫХ ИНИЦИАТИВ, С КАКИМИ
СТРАНАМИ ТИУ ПЛАНИРУЕТ РАСШИРИТЬ МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО?
Летний
институт ТИУ – это стартовая площадка для глобальных инициатив. Университет
намерен углублять сотрудничество со странами, где есть общие экологические
вызовы (нефтезагрязнения, дефицит воды), потенциал для технологического
трансфера, интерес к Российскому опыту (особенно в Арктике и нефтегазовой
экологии).
Таким
образом, программа работает как «мост» для научной дипломатии и обменом
успешными практиками в области устойчивого развития.
ВАШИ
ОЖИДАНИЯ ОТ ПРОЕКТА, КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ГЛАВНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ?
Проект не только дает теоретические знания, но и стимулирует практическое
применение принципов устойчивого развития. Главный результат — формирование
сообщества профессионалов, готовых внедрять инновационные экологические решения
и развивать международное сотрудничество в этой сфере.
Проект реализуется в рамках участия ТИУ
в программе Минобрнауки России «Приоритет-2030».
Центр по внешним коммуникациям ТИУ
Комментарии