В прошлом году Тюменский индустриальный университет впервые начал подготовку студентов профиля «Автотранспортная мехатроника» – новшества образовательной программы «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов». Итоги практической деятельности студентов накануне подвели во время публичной защиты проектов. Первыми результатами работы и планами на будущее поделился руководитель образовательной программы, к.т.н., доцент кафедры «Сервис автомобилей и технологических машин» Евгений Козин.
– Евгений Сергеевич, скажите, сколько студентов сейчас проходят обучение по программе «Автотранспортная мехатроника»?
– В прошлом году у нас был первый набор. 24 человека поступило на очную форму обучения и 15 на заочную.
– Как вы оцениваете результаты первого года работы?
– Результатов много. Главным мы считаем то, что в этой программе специальные предметы стоят сразу на первом курсе. Студенты уже имеют представление, что такое автомобиль, мехатронные системы. Они уже съездили на практику в компанию «Автоград», где с ними занимались эксперты. Второй важный результат – это то, что за год студенты создали реальные проекты – модели автомобиля, в которые внедрили мехатронную систему. Третий – участие в региональном этапе Всероссийского студенческого конкурса «ВУЗПРОМФЕСТ-2018». Мы были единственной командой первокурсников и показали достойную конкуренцию, заняв третье место.
– Какие намечены планы по развитию программы?
– Сейчас мы находимся на этапе определения направлений развития. Одно из них – инженерно-прикладной уровень. Он выражается в том, что когда у студентов есть знания, им необходимо спроектировать свое транспортное средство и выполнить определенную задачу. Также у нас большая научная составляющая. Мы со студентами сейчас занимаемся разработкой системы компьютерного зрения, когда автомобиль видит и понимает дорожную обстановку, в зависимости от чего выстраивает линию поведения. Третье направление – образовательное. Мы хотим, чтобы наши студенты были трудоустроены, поэтому в учебной программе есть дисциплины, которые позволяют получить уникальные навыки. Например, на втором курсе студенты будут изучать 3D-проектирование. Далее будет большой блок по диагностике, потому что современный специалист должен быть хорошим техническим экспертом-диагностом. Мы заинтересованы в дальнейшем участии в конкурсах. Например, готовим заявку на «AutoNet», где испытывают автономные транспортные средства. В ближайшее время выступим на региональном отборочном этапе конкурса «Кубок РТК».
– Как проходят робототехнические конкурсы?
– Для «Кубка РТК» участники самостоятельно создают модель вездехода на радиоуправлении. Наши команды выступают в самой взрослой категории – «Экстремал Pro». В прошлом году в ней участвовало всего три человека, потому что уровень сложности довольно высокий. Во-первых, на роботе должна быть установлена рука-манипулятор, которая по ходу дистанции переносит маяки. Участники школьного возраста используют пульт управления роботом на всей дистанции, а модели студентов какую-то часть пути должны проехать в автономном режиме. То есть, участник нажимает на кнопку, и робот двигается только по датчикам. Потом управление снова переходит в руки студента, но обзор осуществляется через камеру, установленную на роботе. Это формирует навыки новой профессии – «Оператор автоматизированных беспилотных систем». Сейчас нужны операторы и люди, которые умеют обращаться с такими системами. Навыки, которые студенты получают после «Кубка РТК», соответствуют навыкам четверокурсников.
– Будет ли в этом году осуществляться набор на ваш профиль?
– В этом году по направлению «Эксплуатация транспортно-технических машин и комплексов» набор будет только на наш профиль «Автотранспортная мехатроника». Планируется 30 человек на очную форму обучения и столько же на заочную. Как и в прошлом году будет одна группа очников и одна заочников, но общее число мест увеличилось.
Защитили проекты
Итоги практической деятельности студентов образовательной программы «Автотранспортная мехатроника» подвели во время публичной защиты проектов.
В состав оценочной комиссии вошли заместитель технического директора ГК «Автоград» Иван Покрышкин, заведующий кафедрой «Сервис автомобилей и технологических машин» ТИУ Николай Захаров и руководитель образовательной программы Евгений Козин. Студенты представили пять групповых проектов, в каждом из которых комиссия оценивала командную работу, индивидуальный вклад каждого студента, качество презентации, законченность предлагаемой модели, результаты ходовых испытаний, научную и практическую ценность.
Константин Иванов, Дмитрий Ермоленко, Иван Латышев и Илья Терентьев показали работу системы распознавания препятствий, дорожных знаков и информационных сигналов. Цель проекта – снижение аварийности на дорогах. Для этого юноши предложили устанавливать интерактивные дорожные знаки, передающие сигнал на приемник в автомобиле. Далее прибор предупредит водителя о приближении к дорожному знаку или препятствию. Также, по задумке авторов проекта, с помощью новых дорожных знаков водители смогут получить актуальную информацию о своей скорости движения и максимально разрешенной скорости на данном участке дороги.
Проект на тему «Система активной помощи при парковке и маневрировании» презентовали Евгений Гречкин, Елисей Карбушев и Вячеслав Петров. В ходе исследования студенты собрали прототип, который в имитации реальных условий способен автономно найти и занять парковочное место. Практическую значимость проекта авторы увидели в улучшении уровня базовых знаний персонала сервисных центров, улучшении обслуживания автомобилей с мехатронными системами, а также правильной диагностике и установке систем на автомобили, которые изначально ими не укомплектованы.
Совершенствованием системы предупреждения о сходе с полосы движения занимались Алексей Толстихин, Михаил Ермаков, Кирилл Плесовских и Владислав Малышев. Созданный ими прототип оборудован датчиками и блоком управления, который рассчитывает полосы движения автомобиля. Кроме того, он анализирует разметку на дорожном полотне, в режиме реального времени вычисляет положение транспортного средства на ней. При отклонении от курса система подает водителю звуковые сигналы либо выводит предупреждение на приборную панель.
Святослав Аверин, Денис Жданов и Никита Холодилов рассмотрели систему предупреждения о фронтальном столкновении. Данная система, по словам студентов, повысит уровень безопасности дорожного движения и позволит сократить число жертв при авариях. Она сканирует расстояние впереди и, если фиксирует препятствие, подает сигнал на драйвер двигателя, который снижает скорость вплоть до полной остановки модели. Разработанная система может быть использована при создании беспилотного транспортного средства, проектировании инфраструктурных объектов и в случаях, когда невозможно допустить ошибку при транспортировке груза.
Система автоматического торможения была предложена Ксенией Гилевой, Анастасией Зиминой, Егором Доброскокиным и Александром Эрфуртом. В передней части модели группа установила датчик, который измеряет расстояние до препятствия. Волна, исходящая от излучателя датчика, отражается от препятствия, возвращается обратно и преобразуется в электронный код. Время, за которое волна прошла этот путь позволяет датчику понять расстояние до объекта и начать торможение. Данную модель разработчики предложили использовать для обучения сотрудников сервисных центров, так как развитие мехатронных систем в автомобилях требует от специалистов постоянного повышения уровня квалификации.
В процессе исследования все проектные группы рассчитывали экономическую эффективность своих моделей, занимались программированием и проводили анализ автомобильного рынка. Результатом проведения публичной защиты стала аттестация студентов по дисциплине «Проектная деятельность».
Комментарии