После окончания Тюменского индустриального института я был распределен в его аспирантуру на кафедру геофизики. Первый опыт преподавания мне не понравился, ездил со студентами в деревню помогать убирать урожай картошки. Через полгода я «сбежал» в Нижневартовск на нефтяное месторождение Самотлор работать инженером-геофизиком в геофизической партии.
Так как я определился с направлением своей деятельности только в 32 года, в дальнейшем у меня никогда не было сомнений, что я выбрал неправильный путь своего развития. Мне нравится общаться со студентами, постоянно встречаю своих выпускников на различных должностях многих предприятий и структур органов власти.
Мне одновременно нравится и не нравится в современном образовании то, что все постоянно меняется. Законы, нормативные акты, процессы, технологии, стандарты корректируются очень быстро. Такое ощущение, что мы живет всегда в эпоху перемен. Но, с другой стороны, в таких условиях мы совершенствуемся, мы быстрее реагируем на внешние воздействия, создавая более эффективные образовательные продукты и предоставляя более качественные образовательные услуги.
Всегда волнуюсь перед первой встречей с новыми студентами. Хочется их заразить своей любовью к дискуссиям, чтобы они поняли, что в первую очередь необходимо думать, а потом действовать, ставить перед собой «крутые задачи», достигать целей и добиваться конкретных результатов. Хочу научить их правильно расставлять приоритеты, чтобы они состоялись как специалисты, профессионалы, как просто хорошие люди.
Частый вопрос от студентов 4 курса: «сформулируйте тему дипломного проекта». Это наша общая беда – преподавателей и студентов, так как не хватает практических задач от работодателей. И практико-ориентированное обучение, на мой взгляд, есть выход из этого тупика. Мы сможем совместно со своими отраслевыми партнерами решить проблемы результативности обучения современных студентов.
Категорически против ЕГЭ! Последствия их уже сказываются на наших абитуриентах. Большинство из них не умеют говорить, формулировать свои мысли, вступать в дискуссии. Тесты, как дополнительный способ проверки знаний имеют право на существование, но основной контроль должен осуществляться очно при непосредственном взаимодействии обучающего и обучаемого в рамках выпускных экзаменов.
Моя мама, Клара Григорьевна Барбакова, доктор наук, профессор, академик трех зарубежных и двух российских академий, бывший ректор Тюменского государственного института мировой экономики, управления и права, говорила так: «Дорогу осилит идущий!». И я старюсь следовать этому девизу.
Возраст для преподавателя не значим. Главное быть молодым душой, понимать чаяния и нужды студентов, быть в тренде современных технологий. А преподавателю ИТ-технологий тем более, эта область меняется значительно быстрее, чем другие.
Преподавателю труднее. Он один, а студентов много. И с каждым надо пообщаться и понять, освоил ли он тот необходимый уровень знаний, навыков, умений, который пригодится ему в его практической деятельности.
Конечно, можно! Если делать вовремя все практические задания, лабораторные и контрольные работы.
Постараюсь показать и объяснить ему компетенции, которыми он овладеет на преподаваемой мною дисциплине, что позволит ему получить преимущество при поступлении на работу.
Да, в настоящее время возможно получить хорошую работу без высшего образования. Например, Сбербанк предлагает курсы повышения квалификации, переподготовки, где не требуется наличие высшего образования. И выпускники этих курсов могут устроиться на работу в тот же банк. Но если человек хочет стать профессионалом высокого уровня, с универсальными компетенциями, с будущим эффективным карьерным ростом, иметь творческие успехи и заниматься наукой, высшее образование ему необходимо.
Комментарии