Новый профиль бакалавриата «Логистика и управление цепями поставок» создан в ТИУ в рамках направления 23.03.01 «Технология транспортных процессов». Обучение стартует 1 сентября 2017 года. О том, чем интересен он будущим студентам, рассказывает руководитель образовательной программы — кандидат технических наук, доцент кафедры эксплуатации автомобильного транспорта Денис Чайников.
— Денис Анатольевич, вы выступили с инициативой создания абсолютно новой образовательной программы, которой в ТИУ ранее не было. Чем, на ваш взгляд, обусловлена ее актуальность?
— В последние годы в Тюменской области и в областном центре, в частности, активно развивается логистическая инфраструктура. В самом недалеком будущем она будет играть главенствующую роль в региональной экономике. У нас развивается аэропорт «Рощино», значительно увеличена его пропускная способность, строятся логистические центры — АО «Тандер», больше известный среди населения, как распределительный центр сети магазинов «Магнит», X5 RetailGroup (магазины «Пятерочка», «Карусель», «Перекресток») на Лесобазе. К 2020 г. в Тобольске планирует выйти на проектные мощности СИБУР (по завершении строительства крупнейшего в России нефтехимического комплекса «ЗапСибНефтехим»), вследствие чего Тюмень будет задействована в реализации его транзитных потоков. Губернатор Тюменской области Владимир Якушев заявляет о том, что логистическая инфраструктура региона будет развиваться. Для чего, соответственно, нужны специалисты, которые смогут работать в новых условиях, способные решать сложные задачи, которые ставятся перед регионом.
— Расскажите о сроках обучения по программе.
— «Логистика и управление цепями поставок» (23.03.01 «Технология транспортных процессов») — программа бакалавриата, студенты обучаются по ней четыре года. Бюджетных мест – 21, четыре – договорных. Заочная форма обучения – 50 человек. Планируется группа ускоренного обучения, на базе среднего профессионального образования обучение по профилю составит 3 года 6 месяцев.
— Какие виды профессиональной деятельности будут доступны вашим выпускникам?
— На выходе из университета мы получаем готового специалиста по логистике, который сможет заниматься управлением, контролем, планированием движения материальных и сопутствующих им финансовых и информационных потоков.
— Насколько, в принципе, востребована сегодня профессия логиста?
— Логисты сегодня нужны всем и везде. Они востребованы практически во всех отраслях промышленности, в т.ч. в нефтегазовой, строительной отраслях, торговле. Это люди, которые будут понимать, каким образом перемещать те или иные материальные ценности, каким транспортом, сколько это займет времени, за какие деньги, в какие точки, где будут происходить промежуточные операции, перегрузки, погрузки, где будет осуществляться временное, постоянное хранение и т.д. Логистика охватывает все вопросы, связанные с передвижением материальных ценностей, снабжением, складированием, транспортировкой. Это также вопросы интегрированных цепей поставок, образующие довольно сложные бизнес-структуры, которые включают в себя ряд производств, начиная от тех, кто, например, добывает сырье, до тех, кто выводит готовый продукт на рынок и продает его конкретным покупателям. Это очень сложно, но наши выпускники будут уметь работать в таких системах.
— Какие учебные дисциплины положены в основу учебного плана?
— Дисциплин, на самом деле, достаточно много. Логистический менеджмент, бизнес-логистика, экономика и управление устойчивыми цепями поставок, логистика снабжения и производства, системный анализ, интермодальные транспортные технологии, моделирование бизнес-процессов в цепях поставок, беспилотные технологии в логистике.
— Уже сформирована команда преподавателей?
— Команда активно формируется. Собственно, в этом и состоит одна из особенностей руководства образовательной программой, что у меня есть возможность самостоятельного выбора преподавателей, которые будут реализовывать учебные дисциплины. Но, например, вопросами, связанными с беспилотными технологиями в логистике, у нас в вузе никто не занимается. Зато ими давно и очень успешно занимаются в Томском государственном университете систем радиоуправления и электроники, там есть соответствующие специалисты. Я решительно настроен на то, чтобы данную дисциплину вели те люди, которые занимаются темой активно, давно, кому она по-настоящему интересна.
— Студенты-логисты будут заниматься проектной деятельностью?
— Да, конечно. Одной из особенностей образовательной программы служит то, что студенты, поступившие на нее, в течение всего срока обучения будут формировать собственные проекты. И у нас уже есть предприятия, заинтересованные в них. То есть это реальные проекты от индустриальных партнеров, которые, осуществляя заказ, будут контролировать итоги выполнения. Соответственно, студенты будут защищать свои проекты перед потенциальными работодателями. Начнут они с более или менее простых вещей, связанных с разработками плана управлениями логистическими потерями в цепях поставок предприятия. Продолжат — проектами по мониторингу пропускной способности транспортных узлов, управлению запасами – эта тема очень интересна нашим компаниям, в частности, компании «Автоград». Их также ждут проекты, связанные с городской логистикой, всем тем, что связано с движением материальных потоков внутри городских систем, агломераций. Более того, студенты, которые будут обучаться по нашему профилю, смогут приложить руку к грандиозному стратегическому проекту ТИУ – Smart City – Умный город. Также ребята будут заниматься разработкой транснациональных маршрутов доставки грузов, разработкой управления доставкой грузов в цепях поставок и т.д. Пока это некий предварительный набор, с течением жизни образовательной программы этих проектов станет больше.
— С какого времени ребята приступят к их реализации? Насколько большими будут проектные группы?
— К проектной деятельности студенты приступят с начала обучения, в сентябре 2017 года. Размеры проектных групп будут разные. На первом курсе, с введением в проектную деятельность, будет одна большая группа. С ростом уникальности проектов таких групп будет больше, три-пять. За каждой будет закреплен соответствующий руководитель проекта.
— Новая программа больше интересует или настораживает абитуриентов?
— Абитуриенты проявляют к ней нормальный, живой интерес. К настоящему времени на очную форму обучения подано 113 заявлений. Но есть такое понятие – инертности сознания. Большая часть абитуриентов приходит к нам с памятью прошлых лет. Они с готовностью идут на программы, которые реализуются в вузе годами. Наша программа — абсолютно новая, ее раньше не было, как и все новое, она воспринимается ими по-особому. Кого-то — привлекает своей актуальностью, новизной. Другие идут по стопам родителей, выбирают классические образовательные программы. Но я надеюсь, что со временем конкурс на нее будет еще выше, чем сейчас. Ведь эта программа полностью соответствует тренду в экономике нашего большого, динамично развивающегося региона.
Комментарии