Тюменский государственный нефтегазовый университет при поддержке Министерства образования и науки РФ уже второй год занимается разработкой технологии формирования сочленения («стыка») основного и бокового стволов в многоствольных скважинах, обеспечивающего доступ в оба ствола в процессе эксплуатации скважины. В отчетном периоде рабочей группой проведено исследование, позволившее с помощью вычислительных экспериментов в программном комплексе ANSYS произвести оценку напряженно-деформированного состояния стыка многоствольной скважины TAML-4.
Результатом 2 этапа программы явилась разработка эскизной конструкторской документации на составные элементы сочленения (стыка) основного и бокового стволов в многоствольных скважинах. Разрабатываемое оборудование не только не уступает зарубежным аналогам, но также во многом его превосходит.
Так, например, ориентирующий узел оснащен уникальной системой гидравлической индикации, позволяющей убедиться в правильности ориентирования компоновки в скважине на любом этапе производства работ, что, несомненно, скажется на снижении рисков получения аварийной ситуации. Также в разрабатываемой технологии предусмотрена резервная система ориентирования, которая по задумке разработчиков позволит продолжить выполнение работ в случае отказа основной системы ориентации. Все это выгодно отличает технологию от аналогичных представленных на российском и зарубежном рынках.
Результаты отчетного периода будут использоваться для дальнейшего изготовления лабораторного образца масштабируемых технических средств для реализации технологии сочленения («стыка») основного и бокового стволов. Результаты внедрения позволят увеличить объем строительства многоствольных скважин, как на ранее разработанных нефтегазовых месторождениях, так и на осваиваемых новых территориях, включая шельф Арктики.
Полученные результаты ПНИ позволят в дальнейшем развить новые научно-технические и технологические решения в области сооружения многоствольных скважин, создать основу для формирования реального отечественного конкурентноспособного сектора экономики взаимодействием машиностроения и нефтегазовой отросли. Полученные результаты ПНИ будут являться фундаментом для дальнейшего развития исследований, в том числе в рамках совместных изысканий на международном уровне.
Комментарии