Если
вы хотите, чтобы ваша первая научная статья стала настоящим пропуском в мир
большой науки, прислушайтесь к советам эксперта. Мы задали самые
распространенные вопросы заместителю директора по учебно-методической работе
Высшей инженерной школы ТИУ, доценту Юлии Темпель.
Держите пошаговый план
действий, который превратит хаос в четкий маршрут.
Шаг
1. Старт: не идея, а… регистрация
Часто кажется, что работа
над статьей начинается с гениальной гипотезы. Но Юлия Александровна предлагает
другой, более прагматичный первый шаг.
«При
написании первой научной статьи самое важное – ознакомиться с негласными
правилами научного сообщества, чтобы не нарушать научный этикет и авторские
права, и зарегистрироваться в научной электронной библиотеке ELIBRARY как
автору в SCIENCE INDEX», – подчеркивает эксперт.
Этот шаг дает два ключевых
преимущества: доступ к полным текстам статей и статус автора, который позволяет
управлять своими публикациями и установить авторскую идентичность с целью
повышения видимости и узнаваемости работ. Если круг научных интересов уже
определен, то регистрация позволит реализовать быстрый поиск публикаций для
проверки актуальности выбранной сферы. Простой лайфхак: если статьи по вашей
теме вышли в текущем году – тема актуальна. Если же их нет последние 5 лет, то стоит
задуматься.
Шаг
2. Фундамент: универсальная структура инженерной статьи
Чтобы не изобретать
велосипед, стоит придерживаться проверенной структуры. Обычно она выглядит так:
· Название;
· Сведения об авторах;
· Аннотация;
· Ключевые слова;
· Введение;
· Методы и средства;
· Результаты исследования;
· Выводы и дальнейшие
перспективы исследований;
· Список использованных
источников.
Особое внимание советуем
уделить разделам «Результаты исследования» и «Выводы», так как именно в них
содержится вся суть работы: новизна, проблема, гипотеза и ее доказательство.
Для инженеров ключевым инструментом доказательства является эксперимент.
«Если
речь идет об инженерной статье, то гипотеза подтверждается экспериментами,
причем помимо натурных, широкое распространение находят модельные эксперименты, –
говорит эксперт. – Их главный плюс – меньшие затраты ресурсов, но важно всегда
учитывать возможную погрешность».
Шаг
3. Публикация: выбираем «свой» журнал с хитростью
«При
публикации первой научной статьи я бы обратила внимание сначала на сборники
трудов конференций, чтобы получить опыт в письме и научном стиле», –
рекомендует Юлия Александровна.
Для выбора журнала снова на
помощь приходит ELIBRARY и сайт ВАК (vak.gisnauka.ru). При выборе журнала ВАК обязательно
обращайте внимание на количество выпусков в год и количество статей в выпуске.
Это косвенный признак оперативности и востребованности издания.
Шаг
4. Язык: как избежать «рефератного» стиля в эпоху ИИ
Одна из главных проблем
студентов заключается в неумении писать академическим языком. К сожалению,
искусственный интеллект также не всегда справляется с этой проблемой. Используя ИИ-генерацию, не стоит забывать о
необходимости осмыслять и перерабатывать информацию самостоятельно.
По мнению эксперта, есть два
проверенных способа прокачать свой стиль: читать и еще раз читать научные
публикации в журналах ВАК и, конечно, активно работать с научным руководителем.
Финальный обязательный штрих – самостоятельная многократная вычитка текста
перед отправкой.
Шаг
5. Командная работа: как выстроить диалог с научруком
«Если
и у руководителя, и у обучающегося есть мотивация к совместной работе над одной
тематикой и проблемой, то результат будет, – уверена эксперт. –
Формат взаимодействия может быть разным,
но для повышения результативности выполнения своего научного исследования
необходимы и очные встречи. Это точно должна быть систематическая работа».
Шаг
6. Опора на вузовские ресурсы: что предлагает ТИУ
ТИУ предоставляет очень
много возможностей для обучающихся, включая сферу научной деятельности. Для
начала работы доступны базы данных ЭБС «Лань», ELIBRARY, База данных Роспатент.
Для первой публикации можно ориентироваться на собственные рецензируемые
журналы ТИУ:
· «Известия высших учебных
заведений. Нефть и газ»;
· «Известия высших учебных
заведений. Социология. Экономика. Политика»;
· «Архитектура,
строительство, транспорт».
Шаг
7. Испытание критикой: как правильно работать с рецензиями
Получение негативного отзыва
– не провал, а часть научного пути. Главное иметь правильный настрой.
«Необходимо
воспринимать рецензию как инструмент роста, а не как приговор, поскольку она
является экспертным взглядом со стороны, который помогает увидеть «слепые зоны»
исследования», – советует Юлия Темпель.
Что делать в случае
серьезной критики?
1. Не спорить. Прочитать
отзыв целиком и разделить замечания на категории: методологические,
стилистические, содержательные, технические.
2. Выделить критические
замечания и обсудить их с научным руководителем.
3. Действовать
последовательно: исправить ошибки, переработать проблемные разделы, добавить
недостающие элементы.
4. Подготовить
мотивированный ответ рецензенту, указав, что и как было исправлено.
«Требования
рецензента – это инструкция к тому, как пишут статьи в научном сообществе.
Умение принимать критику – ключевой навык ученого, –
резюмирует эксперт. – Каждая такая
доработка делает молодого исследователя сильнее и профессиональнее».
Путь от идеи до
опубликованной статьи требует дисциплины и трудолюбия, но он абсолютно точно по
силам каждому мотивированному студенту. Используйте эти советы, ресурсы
университета и помните: даже самые признанные ученые когда-то начинали с
первой, самой сложной и поэтому самой ценной публикации.
Центр
по внешним коммуникациям ТИУ
Комментарии