В зале Ученого совета ТюмГНГУ состоялось заседание совета ректоров Тюменской области. Представители высшей школы, власти и духовенства обсудили одну из самых важных и острых тем – патриотическое воспитание молодежи.
Первым с докладом выступил проректор по учебно-воспитательной работе ТюмГНГУ, председатель комиссии по воспитательной работе при Совете ректоров Дмитрий Новицкий.
Дмитрий Владимирович акцентировал свое внимание на то, что в вузах Тюмени вопросу нравственного и патриотического воспитания уделяется достаточно много внимания: это не только проведение тематических мероприятий, но и работа педагогов, кураторов, наставников, и, как отметил проректор, сами студенты зачастую пропагандируют среди друзей любовь к стране, к культуре, традициям, изучению истории. Например, в ТюмГНГУ – это круглые столы «Наука — фронту» и «ВОВ глазами иностранных студентов», военно-спортивный фестиваль «Зарница», деятельность поискового движения «Вахта памяти». В своем ключе воспитательно-патриотические мероприятия проходят и в ТюмГУ, ТюмГАСУ, ТГАКИСТ, ТюмГМУ.
«Оператором реализации патриотической программы в России выступает Федеральное агентство по делам молодежи («Росмолодежь»), ее структура – «Роспатриотцентр». Сегодня мы находимся на этапе перехода от реализации программы 2015 года к программ от 2016 до 2020. Цель этой программы – патриотическое воспитание в соответствии с новыми историческими реалиями. Основные задачи – создание центров системы патриотического воспитания, повышение престижа военной и правоохранительной службы, осуществление перестройки учреждений культуры и информационного обеспечения патриотического воспитания граждан для информационного противодействия», — рассказал Дмитрий Новицкий.
По словам проректора, на сегодняшний день в образовательных учреждениях преобладает военно-патриотическое направление и большая часть работы проводится влиятельными общественными организациями. «Конечно, вузы должны быть обеспечены специалистами соответствующей компетенции для осуществления функции патриотического воспитания. Должны проводиться и внеучебные занятия – выездные экскурсии в музеи, на выставки, в театры и т.д.; неоднократно поднималась тема роли СМИ, как важного инструмента воздействия на молодежь. Также одно из направлений — поддержка проектной деятельности молодежи, направленной на формирование основ мировоззренческой безопасности».
Содокладчиком по этому вопросу выступил Святослав Болотов, проректор по социальной и внеучебной работе Сургутского государственного университета. Представитель высшей школы в подробностях рассказал о ряде мероприятий, проводимых в вузе как сотрудниками, так и при содействии представителей власти, общественных объединений, и, конечно же, самими студентами. Например, это патриотические акции, историко-краеведческие мероприятия: создание центра гражданско-патриотической подготовки «ЛИС»; «Югра-наш дом»; олимпиады для школьников по курсу отечественной истории; проведение студентами для школьников классных часов на исторические темы; выставки экспонатов, которые были найдены вовремя археологических практик. Кроме того, проводятся конференции, организуются просмотр фильмов, встречи с ветеранами, флешмобы, военно-патриотические проекты. В ближайшее время на базе университета планируется открытие школы юного археолога.
«Несмотря на обширный многообразный спектр работы, проводимый в университете по популяризации и военно-патриотическому воспитанию, охват студентов составляет лишь половину от общего количества, — констатирует Святослав Вячеславович. — В связи с этим вопрос о возрождении вузовских военных кафедр осознается нами как все более необходимый и целесообразный проект в рамках поддержания мобилизационного ресурса страны».
На заседании, обсуждая тему патриотического воспитания, был поднят животрепещущий на сегодняшний день вопрос – террористическая деятельность, вовлечение в нее юношей и девушек, распространение радикальных взглядов. Представители вузов отметили, что это является важным вопросом и известны факты вербовки некоторых студентов. «Здесь должны работать специалисты, в первую очередь, психологи. Наши студенты проводят мониторинг сайтов, форумов и работают напрямую с проректором по безопасности», — рассказал Святослав Болотов. «Это очень тонкая работа, – подчеркнул Дмитрий Новицкий. – К ней нужно подходить аккуратно, чтобы у студентов не проявлялся интерес к ней. Сегодня нужно дать молодежи возможность самореализоваться, ведь они сами вокруг себя объединяют много ребят».
По основной теме беседы высказался митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий: «Хотелось бы, чтобы нашим студентам преподавалась глубокая, полная история, и чтобы они не забывали про родные места, про Тобольск, ведь там много интересного. Например, представители ТюмГУ проводят археологические раскопки. Благодаря им нашлось подтверждение того, что освоение Сибири не было таким кровопролитным, как некоторые могут его представить, чтобы дать почву для реакционного поведения некоторых людей или групп».
В обсуждении принял участие заместитель председателя Тюменской областной Думы Виктор Рейн, подчеркнув, что в направлении патриотического воспитания в регионе проводится колоссальная работа. Но, конечно же, есть неблагоприятные реалии социального развития. Так, на сегодняшний день в городе растет детская преступность, а на 100 браков приходиться 82 развода: «Мы понимаем, что сейчас у подрастающего поколения нужно воспитывать уважение к обществу, институту семьи и государству. Ведь студенты – это завтрашние молодые семьи. Я предлагаю проводить разъяснительные работы по тем направлениям, которые зависят непосредственно от нас. Думаю, стоит соединить все социальные портреты студентов из разных вузов, чтобы получить общую картину о том, какие проблемы действительно есть и стоят на первом месте. Мы должны посодействовать и представить реальный алгоритм разрешения этих сложных ситуаций».
Директор департамента образования и науки Тюменской области Алексей Райдер вернулся к главной теме обсуждения и акцентировал внимание собеседников на то, что лишь часть молодежи готова включиться в насыщенную мероприятиями жизнь. «Но такие формы деятельности интересны лишь малой части молодежи. Что происходит с другими ребятами, чем они увлекаются – мы не всегда знаем, — подчеркнул Алексей Владимирович. — Нам нужно вырабатывать профессиональные позиции и мнения по поводу любой возникающей ситуации. Именно умами и руками педагогов, работающих в высшей школе, нужно проводить воспитательно-патриотическую работу, в том числе на дисциплинах, не всегда связанных с историей России. Потому что самый главный аспект работы – это ежедневное общение всех преподавателей со студенчеством. Второй пункт – это изучение курса истории РФ. Вследствие чего считаю, что нам необходимо обсудить новый историко-культурный стандарт и донести его ключевые подходы до каждого преподавателя истории России».
В заключение заседания был принят проект резолюции.
Комментарии