На площадке Технополиса Тюменского индустриального университета проходит семинар-практикум «Новые технологии в сфере защиты конструкционных металлов от коррозии». С докладами выступают представители АО «Новые Технологии» (г. Москва), АО «ДокЛа Новые Технологии», преподаватели и студенты ТИУ. Гостями семинара стали сотрудники предприятий нефтегазовой отрасли: ПАО «Гипротюменнефтегаз», АО «СибурТюменьГаз», ООО «Газпромнефь-Ямал», АО «Транснефть-Сибирь», компания «Салым Петролеум Девелопмент Н.В.».
Участникам семинара-практикума предоставляется уникальная возможность не только познакомиться с новейшей, не имеющей аналогов в мире, технологией по защите металлов от коррозии, но и стать очевидцами испытаний данной технологии.
«Мы первые в мире разработали метод прямого определения потенциала нулевого заряда на поверхности твердых металлов в агрессивной среде, — рассказывает директор по науке СП АО «ДоКла Новые Технологии» Виктор Клаузер. – В Год экологии в России мы показываем, что можем не только защитить объекты от внешней коррозии, но и повлиять на защиту окружающей среды, улучшить экономику любой страны. Сегодня 3-5 % ВВП тратится на коррозию, это огромные цифры. Толщину трубы газо- и нефтепроводов нужно делать на 50% больше для того, чтобы трубы пролежали 25-30 лет. По сути, закладываются средства на то, что будет разрушаться. Мы пришли со своей технологией, чтобы созидать!»
Способ защиты конструкционных металлов от коррозионного разрушения основан на использовании нового метода определения величины защитного потенциала и подаче от регулируемого источника постоянного тока на металл определенного защитного потенциала и его поддержании на необходимом уровне. Компенсацию сдвига осуществляют путем изменения плотности поляризующего тока. При использовании технологии, коэффициент полезного действия достигает 96-98%, практически останавливая коррозию на любой стадии, вне зависимости, где она используется на новых или старых трубах. Ученые-разработчики мечтают, что в будущем при совершенствовании технологии, коррозию можно будет превратить обратно металл..
С 2014 года фирма проводит исследования нового устройства для защиты корпусной корабельной стали от коррозии и обрастания в водах Балтийского моря, в 2016-2017 гг. – тестовые испытания станции катодной защиты режима малых токов (СКЗМТ) прошли на пассажирском судне в каналах г. Чичестер (Англия). В рамках семинара-практикума технология наглядно была представлена сотрудникам нефтегазового комплекса. В лаборатории Технополиса Тюменского индустриального университета в рамках практической части семинара прошло взвешивание четырех образцов конструкционного металла равных по весу и геометрической форме, помещение четырех образцов одинакового веса и геометрической формы в (HCI 38%), подключение к одному из четырех образцов СКЗМТ ДоКла Новые Технологии, извлечение образцов, промывка, контрольное взвешивание, расчет кратности в весе защищенного и не защищенного образцов и подведение итогов испытаний. Результаты исследований показали, что кратность в массе защищаемого образца по отношению к незащищенному составила 35 раз, тем самым подтвердив состоятельность технологии, представленной компанией АО «ДоКла Новые Технологии».
Научная школа ТИУ
На семинаре-практикуме преподаватели и студенты Тюменского индустриального университета представили свои доклады и научные разработки. Доклад доктора физико-математических наук, профессора, заведующего кафедрой физики методов контроля и диагностики Виталия Новикова на тему: «Прогнозирование скорости коррозии магнитным методом», доклад доктора технических наук, профессора кафедры транспорта углеводородных ресурсов Александра Шабарова «Расчет остаточного ресурса участков трубопроводов с учетом коррозии и переменных напряжений», доклад ведущего специалиста по организации научной работы института промышленных технологий и инжиниринга Алёны Кулеминой на тему: «Разработка установки для проведения испытаний коррозионной стойкости трубопроводов и сроков эксплуатации материалов в модельных средах» и другие.
Студент ТИУ Даниил Мартюк представил доклад на тему: «Покрытие на основе железа для защиты нефтепромыслового оборудования от коррозии», разработанный совместно с кандидатом технических наук, доцентом Вадимом Шмидт. Это установка для оценки коррозии с применением таких средств защиты от коррозии, как ингибиторы. Выяснилось, что неправильный подбор ингибиторов, который должен выполнять функцию защиты внутренней поверхности трубы при транспортировке углеводородов, может даже способствовать усилению коррозионных процессов. Ученые ТИУ разработали методику, позволяющую создавать модель участка трубопровода для того, чтобы оценить эффективность подбора того или иного ингибитора. С точки зрения практического использования, методика достаточно эффективна.
«В Тюменском индустриальном университете фактически уже создана научная школа по данному направлению, нам есть, что показать и что предложить предприятиям, мы можем выполнять хоздоговорные работы, — рассказывает ведущий специалист по организации научной работы Института промышленных технологий и инжиниринга Алёна Кулемина.- Например, прогнозирование скорости коррозии магнитным методом — это уже опробованный метод. Наша цель участия в семинаре-практикуме, это знакомство партнеров с предложениями ученых Тюменского индустриального университета. Мы можем оценить их заинтересованность в наших «продуктах», и в том, чтобы проводить испытания в лабораториях Технополиса ТИУ. Потому что сегодня всё идет к тому, чтобы была не наука ради науки, без применения практических методов, а чтобы любая наука была коммерциализируема и используема на предприятии».
Комментарии