Одно из важных достижений для меня – защита кандидатской диссертации, в которой я рассматривал вопросы повышения эффективности использования специальной автомобильной техники при ремонте магистральных нефтепроводов. Несмотря на то, что как раз на последнем курсе аспирантуры произошли изменения в работе диссертационных советов и пришлось защищаться в Оренбурге, мы успешно справились с этой задачей.
В настоящее время моя тема связана с разработкой цифровых двойников автотранспортного предприятия. Сейчас это направление очень интенсивно развивается в различных отраслях. Например, многие знают, что цифровые двойники активно применяются для проектирования новых автомобилей, которые создаются полностью в виртуальной реальности, там же проводятся их краш-тесты. И уже потом, с учетом всех проб и ошибок, приступают к производству автомобиля в реальности. Это позволяет смоделировать все возможные варианты конструкции, сценарии его поведения на дороге, даже те, в которые реальный автомобиль никогда бы не попал. Как следствие – более совершенная конструкция и сокращение затрат на разработку и производство. Подобные вещи мы применяем для автотранспортного предприятия. Представьте, что вы проектируете предприятие по продаже и обслуживанию автомобилей. Воспользовавшись технологией цифрового двойника, вы сможете, как в компьютерной игре, построить и посмотреть, как оно будет работать, например, в течение нескольких лет. При этом можно менять настройки этого автосервиса и наблюдать, как изменится его функционирование. Возможно заранее подобрать такие параметры, при которых ваше предприятие будет работать наиболее эффективно. Кроме того, когда предприятие уже начало свою работу в реальности, цифровой двойник создаст его виртуальную цифровую копию. В ней вы сможете экспериментировать с бизнесом и наблюдать, к чему это может привести.
Мы хотим сделать так, чтобы интеллектуальные цифровые технологии стали активно использоваться и в сфере обслуживания и ремонта автомобилей. В России около 61 миллиона автомобилей, каждый из нас так или иначе пользуется их услугами. Поэтому все мы заинтересованы в том, чтобы сделать автомобильный транспорт безопаснее, а услуги в этой сфере – более гибкими и доступными. Помимо этого, наш проект при должном развитии может помочь и собственникам предприятий как на этапе планирования бизнеса, так и в процессе его ведения. В идеале наша система сможет подсказывать руководителю, какие управленческие решения стоит предпринять и в какой момент. Человек не всегда может правильно спрогнозировать развитие событий, а наша система – сможет, поскольку у нее в «голове» очень много данных и на ее стороне – достижения в сфере машинного обучения и искусственного интеллекта.
Не сразу. Здесь помогло то, что в 2017 году был объявлен конкурс руководителей образовательных программ. На тот момент было абсолютно понятно, что настоящее и будущее за интеллектуальными технологиями. В автомобильном транспорте они давно активно внедряются, ведь уже в 2017 году в мире появились первые серийные беспилотные автомобили. Проанализировав все это, я выиграл конкурс и стал руководителем программы «Автотранспортная мехатроника», которая как раз и направлена на изучение всех этих вопросов. С тех пор я и стал активно погружаться в вопросы применения цифровых технологий на автомобильном транспорте. В 2020 году наш проект с распознаванием лица водителя для доступа в автомобиль стал финалистом «Школы руководителей научно-технических проектов» Западно-Сибирского Научно-образовательного центра мирового уровня Минобрнауки РФ. В ходе проектной деятельности на образовательной программе мы со студентами создавали и другие похожие проекты. После я прошел несколько программ профессиональной подготовки по программированию и анализу данных, начал интересоваться применением технологий компьютерного зрения для решения инженерных задач. Тогда и начал работу над цифровым двойником, которой занимаюсь и сейчас.
Я считаю, что мне повезло с научными руководителями. Когда я писал кандидатскую диссертацию, моим руководителем был Владимир Иоганнесович Бауэр. Он заложил в меня целеустремленность и упорство в любом деле, в том числе и в исследованиях. Сейчас работаю под кураторством Николая Степановича Захарова, без преувеличения выдающегося ученого в сфере технической эксплуатации автомобилей. У него учусь системному взгляду на научные проблемы, который позволяет рассмотреть вопрос под другим углом и увидеть пути его решения. Я благодарен Владимиру Иоганнесовичу и Николаю Степановичу за опыт и знания, которые они мне уже передали и продолжают передавать в ходе нашего общения.
Я вырос в семье педагогов, поэтому уверен, что правильное воспитание и примеры позволяют сформировать полноценную личность и очень важны для любого человека. Для молодого ученого, на мой взгляд, нужно терпение и целеустремленность, поскольку результат не всегда приходит сразу, для его достижения надо хорошо поработать.
Себе-первокурснику я хотел бы процитировать слова Генри Форда о том, что «успешные люди вырываются вперед, используя то время, которое остальные тратят впустую». Возможно, я к ним и прислушался бы тогда.
Студентам и всем заинтересованным я бы посоветовал познакомиться с книгой про цифровые двойники, где собрана вся информация, актуальная на текущий момент по этой теме. Ее авторами являются признанные специалисты в этой области, поэтому она будет полезна даже тем, кто не собирается проектировать свой цифровой двойник. Если говорить про наши публикации, то можно посмотреть статью в номере 3 журнала «Транспорт Урала» за 2022 год, где мы говорим о принципах работы систем поддержки принятия решений по управлению автотранспортным предприятием. Или номер 1-2 журнала «Мир транспорта и технологических машин» за 2023 год, там мы описываем особенности работы имитационных моделей, моделирующих работу автотранспортного предприятия. Кроме того, скоро должна выйти наша монография «Системы поддержки принятия решений на транспорте», в которой мы показываем, как можно применить цифровых двойников для транспортных предприятий, а также предлагаем пример программного обеспечения для решения этих задач.
Комментарии