В
конце лета нам посчастливилось познакомиться с замечательным человеком,
увлеченным своим делом, представителем преподавательской династии, доцентом
Тюменского индустриального университета Екатериной Инякиной – героиней рубрики
«Твоя история успеха». Основными темами нашей беседы стали актуальные
исследования в области разработки газоконденсатных месторождений, семейная
преемственность и путь в науке.
Досье
Инякина Екатерина Ивановна – доцент кафедры разработки
и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений Института геологии и
нефтегазодобычи, кандидат технических наук, доцент. Научные публикации: 14
статей в журналах, индексируемых в международных системах цитирования
(Webofscience, Scopus и др.), 11 в ведущих научных изданиях, включенных в перечень рецензируемых журналов ВАК Минобрнауки РФ, 2 монографии в
составе авторского коллектива (С.И. Грачев, Е.И. Инякина) и более 42
других научных работ. Кроме того, издано три учебных пособия.
Екатерина – победитель
конкурса стипендий SPE STAR
Scholarship, участник конкурсов «Педагог года», «Куратор
года», победитель и призер научно-практических конференций различного уровня. Обладатель гранта ТИУ на
защиту кандидатской диссертации. Победитель
конкурса «Инженер года» в номинации «Инженерное искусство молодых».
ОБЫЧНО
МОЛОДЫЕ УЧЕНЫЕ НАЗЫВАЮТ САМЫМ ВАЖНЫМ ДЛЯ НИХ ДОСТИЖЕНИЕМ ЗАЩИТУ ДИССЕРТАЦИИ.
ДЛЯ ВАС ЭТО УТВЕРЖДЕНИЕ ВЕРНО?
Конечно, ведь защита кандидатской это итоговый результат
научных исследований, хотя, надеюсь, и промежуточный. Я защищалась в РГУ нефти
и газа (НИУ) им. И.М. Губкина в Москве. Это было хорошей школой, этапом моего
профессионального становления и помогло понять, в каком направлении развиваться
дальше, как углубить и расширить тему.
РАССКАЖИТЕ
ПОДРОБНЕЕ О СВОЕЙ НАУЧНОЙ ТЕМАТИКЕ.
Тема моей диссертации «Влияние термодинамических
процессов на конденсатоотдачу при разработке нефтегазоконденсатных
месторождений». Можно сказать, она имеет узкую направленность, так как связана
с определенным типом месторождений. Нефтегазоконденсатные месторождения являются
наиболее сложными при разработке в связи с постоянно меняющимся компонентным
углеводородным составом по мере снижения пластового давления. То есть в газовой
фазе изначально находится конденсат, который при снижении давления выпадает в
пласт в горной породе. Важно допустить как можно меньше потерь конденсата,
потому что это ценное сырье, из него делают дизельное топливо. К тому же
оставшийся конденсат может создавать пробку, которая мешает пройти газу к
скважине. Сейчас это очень актуально, так как все месторождения
газоконденсатные разрабатываются у нас с 1960-70-х годов, многие из них
находятся именно в такой стадии. Нужно как-то решать эту проблему.
В своих исследованиях мы определили, что в газовой
фазе вместе с конденсатом содержится и особая по своим свойствам вода. Это
первое, что надо учитывать при расчете коэффициента извлечения конденсата.
Во-вторых, нефть может подстилать газовую фазу и по своим капиллярным свойствам
подтягивать жидкость к себе, что также снижает добычу конденсата. И третий
фактор – неравномерность ввода залежи в разработку. Крупные месторождения,
такие как Уренгойское, Бованенковское, разрабатываются комплексно, то есть на
участке пробуривается несколько скважин и вводятся поочередно, так как экономически это трудно. Но это приводит к падению давления в пласте и опять же
потере конденсата. Чтобы избежать этого, нужно разрабатывать все скважины
вместе, либо найти способ доизвлекать то, что остается.
КАКИХ
РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫ ДОБИЛИСЬ В ЭТОЙ РАБОТЕ?
Мы определили три фактора, которых на самом деле
может быть и больше, провели лабораторные исследования, используя специальную
установку. Доказали, что термодинамические процессы влияют на
конденсатооотдачу, поэтому цифры плана с фактическими так сильно различаются. Сделали
пересчет этого коэффициента на более реальные цифры. Сейчас следующий этап,
когда мы рассматриваем проблему доизвлечения конденсата, чтобы избежать его
скопления в призабойной зоне пласта.
ПОЛУЧАЕТСЯ,
КАНДИДАТСКАЯ ЗАЩИЩЕНА, НО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОДОЛЖАЮТСЯ?
Да, это только начало. Сейчас мы занимаемся
цифровым моделированием: загружаем данные и создаем модель в программных продуктах,
чтобы сопоставить с результатами наших исследований. Это еще один шаг к
докторской диссертации. Я планирую это сделать, может быть, позже, но здесь
есть с чем работать.
ВЫ
СРАЗУ НАШЛИ СВОЮ ТЕМУ В НАУКЕ? РОДИТЕЛИ-ПРЕПОДАВАТЕЛИ КАК-ТО ПОВЛИЯЛИ НА ЭТОТ
ВЫБОР?
Дело в том, что изначально я поступила на кафедру
экономики, где преподавала моя мама Татьяна Леонидовна Краснова. Но уже
в процессе обучения поняла, что мне это не очень интересно. А папа Иван
Игнатьевич Краснов был доцентом кафедры разработки и эксплуатации нефтяных
и газовых месторождений. И вот он-то во мне этот огонек – любовь к науке – и
зажег. Он ездил на конференции, общался с учеными, у него было столько знакомых
по всей России и по миру – тех, кто занимался темой газоконденсатных
месторождений. И он сразу сказал мне, что хороших специалистов по этой тематике
немного, есть над чем работать и куда стремиться. Я с первого курса уже
потихоньку изучала разработку, а потом и диплом по ней получила. Вообще, у меня
несколько дипломов: специалитет по внешнеэкономической деятельности, профессиональная
переподготовка и магистратура по разработке месторождений.
С третьего курса я уже работала на кафедре
разработки учебным мастером, вникала в тему и параллельно мы писали статьи.
Сначала было сложно, все-таки очень разные тематики, но рядом был человек,
который буквально на пальцах все показывал и объяснял – мой папа. Сейчас мои
родители на пенсии, но Иван Игнатьевич продолжает преподавать дистанционно в двух
вузах Якутии. А в то время он ездил со мной в лабораторию, помогал проводить
исследования, в общем, дал все основы. Я поняла, что в моей голове уже
сформулирована научная тема, и после окончания пятого курса подошла с
наработками к заведующему кафедрой Сергею Ивановичу Грачеву, попросила быть
моим научным руководителем. Он согласился, и началась наша работа. Параллельно
я много участвовала в конференциях, бывало, в месяц по несколько раз, в том
числе на английском языке в Польше, Нидерландах. Это очень помогло понять и
развить тему. Также была полезной практика в «Газпром ВНИИГАЗ», где я увидела
все процессы изнутри.
РАБОТАТЬ
В КОМАНДЕ – ВАЖНО ДЛЯ ВАС?
Да, очень. Без научного руководителя это просто нереально.
Сергей Иванович – опытный профессионал, который может объективно оценить работу
и направить в нужное русло. У моего мужа, кстати, похожая научная тематика. С
ним я тоже всегда консультируюсь.
С
МУЖЕМ ВСТРЕТИЛИСЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ?
Мы вместе учились в магистратуре, стали заниматься
одной темой. Сейчас преподаем на одной кафедре, мой муж Владислав Витальевич
Инякин работает также в «Газпром ВНИИГАЗ». Он окончил аспирантуру, пишет
кандидатскую диссертацию, уже на этапе предзащиты. У него немного другое
направление, но база у нас общая, поэтому мы часто пишем статьи вместе. У нас такой
семейный научный клан.
НАУКА
НЕ МЕШАЕТ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ?
Нет, наоборот, помогает, потому что мы говорим на
одном языке. Когда он приходит с работы и рассказывает о каких-то сложных
процессах, я понимаю все, о чем он говорит. Могу со своей научной точки зрения
дать совет. И я очень верю, что свою диссертационную работу Владислав доведет
до конца. Потому что он реально ученый, ему нравится бесконечно писать,
углубляться в тему, разбирать все на молекулы.
А
КАКИЕ КАЧЕСТВА, НА ВАШ ВЗГЛЯД, ВАЖНЫ ДЛЯ УЧЕНОГО? ОСОБЫЙ СКЛАД УМА, ХАРАКТЕР,
ВОСПИТАНИЕ…
Мне кажется, человек должен родиться таким, чтобы
потом быть в бесконечном поиске. Даже в отпуске мы обсуждаем научные вопросы. Это
такой процесс, от которого уже никуда не уйти, хочется узнавать еще больше,
что-то доделывать. У моего мужа с детства сильные задатки, потому что он любит
досконально все прорабатывать. У меня немного по-другому. Мне важно, чтобы было
интересно, и чтобы я могла заинтересовать этим студентов. Я всегда стараюсь
рассказывать им о сложных вещах простым, доступным языком.
ЧАСТО
УДАЕТСЯ УВЛЕЧЬ РЕБЯТ? МНОГИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛИ ОТМЕЧАЮТ, ЧТО ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ
СТУДЕНТОВ МАЛО.
Это так. Но когда есть ребята, которые
действительно к чему-то стремятся, быстро схватывают, это здорово. Когда видишь
их результаты, победы, то испытываешь особую радость. Понимаешь, что все не
зря. Последние два года я еще веду дела базовой кафедры «Лукойл-инжиниринг».
Штат у нас небольшой – 7 человек, все они работают в Лукойле. Кафедра открывает
большие возможности для студентов. Ребята поступают в магистратуру, их сразу
принимают в компанию, они занимаются актуальными научными темами.
ВЫ
– ВЫРОСШАЯ В СЕМЬЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ, НАВЕРНОЕ, ВСЕГДА ПРЕКРАСНО ПОНИМАЛИ, КАК
ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПО МАКСИМУМУ ВОЗМОЖНОСТИ, КОТОРЫЕ ДАЕТ УНИВЕРСИТЕТ?
Да, я с детства знакома с атмосферой университета,
поэтому когда поступила, то оказалась в знакомой среде. Я знала, что нужно
учиться, стремиться к красному диплому, но вот про науку еще мало понимала – что
это может быть и сложно, и интересно. Это мне папа объяснил, сказал: «Главное, не
бойся сделать ошибку».
СВОЮ ДОЧЬ ВЫ ТОЖЕ ВОСПИТЫВАЕТЕ В ЛЮБВИ К
НАУКЕ?
Диане скоро будет 9 лет. Во время беременности я
защитила кандидатскую, муж поступил в аспирантуру. Когда ей было три месяца, я вернулась
к работе. Она с младенчества в ТИУ, уже решила сюда поступать. Путь детей
преподавателей, наверное, предопределен. Если дочь пойдет в науку, я думаю, у
нее все получится, потому что она достаточно усидчивая и все схватывает на
лету.
ЧТО
ДАЕТ ВАМ СИЛЫ И ЭНЕРГИЮ В ЖИЗНИ?
Знаете, я оптимист. А подпитывает меня наука,
общение с увлеченными людьми, единомышленниками. В апреле этого года меня
приглашали в Ханты-Мансийск прочитать лекцию участникам проекта «ЭнерГений». Я
увидела горящие глаза заинтересованных ребят со всей страны, которые задавали
точные вопросы по сути, и получила очень большой заряд. Общаясь с молодежью,
понимаешь, что есть для чего и для кого стараться, развиваться дальше. Я люблю
процесс обсуждения, общения на конференциях. Люблю узнавать опыт других людей,
что-то осмысливать, перенимать. Обратная связь от профессионалов тоже очень
сильно заряжает.
Я сейчас в середине пути. Бывали периоды, когда
кажется, что сил нет, и цель недостижима, но благодаря поддержке близких ты
продолжаешь идти. В науке, я считаю, очень важно подводить итоги, чтобы идти
дальше. Любой маленький шаг должен вылиться в какой-то результат.
КАКИЕ
МАТЕРИАЛЫ ПО СВОЕЙ НАУЧНОЙ ТЕМАТИКЕ ВЫ БЫ ПОСОВЕТОВАЛИ ПОЧИТАТЬ СТУДЕНТАМ И
ВСЕМ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫМ?
Могу порекомендовать работы ученых – специалистов,
которые занимаются моделированием фазового поведения. Думаю, эти статьи будут
интересны:
Беседовала
Юлия Янушевичене,
отдел медиа
и внешних коммуникаций
Комментарии