Когда в Тюмени открылся индустриальный институт, ректор Анатолий Косухин послал его представителей по стране искать кадры и приглашать их на работу. Так я появился в вузе в 1968 году, приехал в Тюмень из Томска, где окончил классический, существовавший с царских времен университет. Можно сказать, манил молодой дух индустриального института, пафос нефтяных открытий, да и возможность карьерного роста. Здесь была начинающая кафедра философии, которой заведовал приглашенный из Томска доцент Федор Селиванов. Благодаря ему я увлекся этикой, стал вникать в эту дисциплину, читал лекции первым студентам ТИИ, среди которых были будущие светила нашего университета: ректоры, проректоры, заведующие кафедрами, доценты.
Если этика – это наука о принципах нашего повседневного поведения и о мировоззренческих нормах нашей жизни, помогающая нам разбираться в смысле жизни, в том, что такое счастье, что такое совесть и долг и так далее, то прикладная этика призвана конкретизировать наши представления о том, как определить свой жизненный путь, как нам вести себя в сфере семейной жизни или, например, в профессиональной сфере. Тем более, что есть такие профессии, у которых большая власть над человеком и большая возможность на него подействовать в хорошем и плохом смысле.
Был период, когда я временно уходил из университета, чтобы заняться практической исследовательской деятельностью. В конце 1980-х меня позвали в Институт проблем освоения Севера, организовав там лабораторию прикладной этики. Также у меня был опыт консультативной деятельности в бизнес-корпорации, я был советником президента по бизнес-этике. Но в 1994 году я вернулся в университет по приглашению ректора Николая Карнаухова, чтобы создать здесь Научно-исследовательский институт прикладной этики, который мог и консультировать по становлению нашего университета, и заниматься исследовательской работой, и помогать в научной деятельности студентам, аспирантам.
Когда я стал преподавать в ТИИ, то в первое же лето отправился со студентами третьего курса экономического факультета на работу в стройотряд. Я был первым комиссаром отряда «Фанагория». Одна его половина работала на строительстве базы отдыха в Краснодарском крае, другая была занята на уборке винограда в совхозе – в основном, девушки. Море, подъем в 6 утра, поездки в Керчь на пароме… В Фанагории побывало не одно поколение студентов, многие годы отдыхали семьи преподавателей. До сих пор некоторые при встрече называют меня «комиссар».
Для меня это многолетняя традиция университетских стройотрядов. Когда-то в них жил дух освоения Севера. Студентами двигало желание не только заработать, но и помочь Родине освоить нефтяные богатства. Сейчас многое изменилось, но хорошо, что традиция жива.
Планы у меня есть, но, не забывая о прошедшем юбилее, достаточно скромные — продолжить то, в чем мы достигли успеха, и по возможности закрепить этот успех. Хотелось бы, чтобы как можно дольше жил наш НИИ, чтобы мы могли продолжать творить, насколько хватит сил моих и коллег. Хочу успеть закрепить развивающееся сегодня внимание к инженерной этике и разработать элективный курс по этой дисциплине. Инженерное образование меняется, потому это большая и серьезная тема.
Комментарии