Героиней
традиционной рубрики, рассказывающей о выдающихся преподавателях ТИУ, стала
Елена Вялкова, доцент кафедры инженерных систем и сооружений Строительного
института. Ее жизненный путь тесно связан с Индустриальным – сначала студентка,
потом преподаватель, заместитель декана, затем проректор… Именно здесь она
нашла свое призвание и посвятила всю жизнь образованию и науке.
Доцент преподает на всех уровнях высшей школы более десятка дисциплин: читает лекции, ведет практические занятия и разрабатывает новые учебные курсы, посвященные главной теме ее карьеры – очистке сточных вод и защите окружающей среды. Сегодня, 3 апреля, Елена Игоревна отмечает 60-летний юбилей. Поговорим о ее удивительном пути, вкладе в развитие университета и секретах успеха.
Доцент преподает на всех уровнях высшей школы более десятка дисциплин: читает лекции, ведет практические занятия и разрабатывает новые учебные курсы, посвященные главной теме ее карьеры – очистке сточных вод и защите окружающей среды. Сегодня, 3 апреля, Елена Игоревна отмечает 60-летний юбилей. Поговорим о ее удивительном пути, вкладе в развитие университета и секретах успеха.
Досье
Вялкова Елена Игоревна – кандидат технических наук,
доцент кафедры инженерных систем и сооружений Строительного института ТИУ.
Имеет 140 опубликованных научных статей, более 10 научных книг, методические
издания, 4 патента. В том числе 3 учебных пособия, 5 монографий; 22 статьи в
журналах, входящих в перечень российских рецензируемых научных журналов ВАК; 18
статей в журналах, входящих в международную базу SCOPUS; 3 статьи,
опубликованные в международных журналах с рейтингом Q1 и Q2.
ЕЛЕНА
ИГОРЕВНА, ВЫ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ИНЖЕНЕР ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ, ПОЧЕМУ ВЫБРАЛИ
ИМЕННО ЭТУ ПРОФЕССИЮ?
В детстве я мечтала строить
аэропорты и даже хотела поступать в авиационный институт. В Тюмени таких не
было, пришлось бы уехать из родного города, поэтому уже в последний момент я изменила
свое решение, выбрав для обучения Тюменский инженерно-строительный институт
(прим. в наст. вр. Строительный институт ТИУ) и нисколько об этом не пожалела. Мне
всегда легко давались точные науки, с ранних лет интересовалась техникой и
очень любила природу. Вот так и выбрала профессию, связанную со строительством
и экологией.
Учиться
в институте было интересно, преподаватели умели увлечь и заинтересовать. С теплотой
вспоминаю своего куратора, дипломного и научного руководителя Большакова Александра Алексеевича,
который «заразил» меня лабораторной практикой и изучением процессов
программирования инженерных расчетов. Даже были мысли продолжить учебу на
программиста, но все-таки осталась в водоснабжении.
КАК СЛОЖИЛАСЬ ВАША ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА? ПОЧЕМУ РЕШИЛИ СТАТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ?
Я успешно окончила институт
и была приглашена работать в конструкторское бюро инженером-проектировщиком. Работа мне очень нравилась, особенное удовольствие
приносит, когда видишь, как строят по твоим чертежам. Параллельно меня
пригласили в свой родной институт читать лекции по субботам. Признаться, для
меня – молодого специалиста, который только окончил вуз, это было очень лестно,
поэтому я с радостью согласилась. Вот так почти 40 лет назад началась моя
карьера преподавателя. И затем, где бы я не работала, какие бы должности не
занимала, я всегда параллельно преподавала. Так продолжалось до 1994 года, пока
передо мной не встал выбор: либо стать преподавателем на полную ставку, либо
полностью уйти на производство. Я выбрала первый вариант, осознав, что очень
люблю работать со студентами. Спасибо моим коллегам, которые во все времена
поддерживали меня и помогали в моем становлении как преподавателя.
16
ЛЕТ ВЫ ЗАНИМАЛИ ДОЛЖНОСТЬ ПРОРЕКТОРА ПО ВНЕУЧЕБНОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ,
КАКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ УДАЛОСЬ ДОСТИЧЬ НА ЭТОМ ПОСТУ?
Время, когда я работала
проректором тогда еще Тюменского архитектурно-строительного университета, можно
назвать отдельной главой моей жизни. Но при этом, как и прежде, я не
переставала читать лекции студентам. Пожалуй, одним из самых больших достижений
моей команды стало возрождение
строительных отрядов, создание туристического клуба «Серпантин», отряда
спасателей «Адреналин», театральной студии «Быть» и студенческого журнала
«СтройАк». Сегодня многие из этих объединений действуют и продолжают
развиваться. Мы всегда руководствовались интересами студентов, к работе
привлекали настоящих профессионалов, так удавалось качественно развивать
студенческую активность, вовлекать ребят во внеучебную деятельность, которая для
многих стала делом их жизни. Большая работа была проделана по реорганизации
общежитий, занятых на начало 2000 года лишь на 2/3 студентами. Проведены ремонты
помещений, которые впоследствии были заселены только студентами и сотрудниками
вуза. Так начали возрождаться студенческие советы и формироваться объединения
студентов по интересам.
РАССКАЖИТЕ
ПРО СВОИ НАУЧНЫЕ ИНТЕРЕСЫ, ВАМИ ЗАПАТЕНТОВАНО 4 ТЕХНОЛОГИИ ПО ВОДООТВЕДЕНИЮ, В
ЧЕМ ИХ НАЗНАЧЕНИЕ?
Без
скромности считаю профессию инженера
водоснабжения и водоотведения – одной из самых полезных для общества. За
такой привычной вещью, как вода в доме, стоит множество сложных процессов. Ее
нужно получить из природных источников, очистить, транспортировать и подать потребителям.
При этом люди производят огромное количество отходов, в том числе и грязной
воды, которая сбрасывается в водные объекты. Поэтому немаловажной задачей является
качественная очистка, повторное использование и утилизация сточных вод. По мере
роста развития техники и технологий необходимо заботиться о сохранении
экологического баланса и предотвращать загрязнение окружающей среды. Именно эта
проблематика привлекает меня больше всего.
Моя
диссертация посвящена решению проблемы очистки воды и грунтов природными
сорбентами, которые находятся на территории Тюменской области и Уральского
региона, такие как торф, глина, диатомиты.
По итогам диссертации я зарегистрировала
два патента: способ обезвреживания нефтесодержащих грунтов и новые
комбинированные сорбенты для очистки воды. Технологии удалось
протестировать на практике. На одной из нефтебаз Тюмени совместно со студентами
мы обезвредили аварийные и технологические разливы нефти и нефтепродуктов.
Еще
два патента мы получили с моей бывшей студенткой и аспиранткой, ныне коллегой Мариной Обуховой. В изобретениях
предлагается обезвреживать осадки сточных вод
микроволновым излучением при помощи специального реактора, лабораторный
прототип которого был создан на базе бытовой СВЧ-печи.
Также охотно берусь за выполнение научно-исследовательских и
других работ, которые связаны с решением инженерных практических задач для
различных предприятий. Моделирование и разработка технологий очистки воды,
проектные инженерные расчеты, тематические обзоры и экспертные заключения – все
это касается моей профессиональной деятельности.
РАССКАЖИТЕ О СВОИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПЛАНАХ. ЕСТЬ НОВЫЕ ПРОЕКТЫ?
Больше всего в жизни не люблю
застой и рутину, поэтому всегда стараюсь развиваться и самообразовываться. В новом учебном году я планирую параллельно
преподавать в университете Шри-Ланки. Сейчас разрабатываю курс лекций на
английском языке. Занятия будут проводиться онлайн, но надеюсь и на очные
встречи. Это пока в ближайших планах, но я всегда открыта к новым предложениям
и готова использовать любые возможности. И, конечно, надеюсь, что большинство
моих выпускников добьются успехов и пополнят армию профессиональных инженеров-строителей.
Уважаемая
Елена Игоревна!
От
имени и.о. ректора и всего коллектива Индустриального поздравляем Вас с
юбилеем! Благодарим за преданность профессии и неоценимый вклад в развитие
вуза.
Желаем
дальнейших успехов, крепкого здоровья, новых достижений и интересных проектов.
Пусть каждый новый день приносит радость и удовлетворение.
Отдел
медиа и внешних коммуникаций ТИУ
Комментарии