Доцент кафедры кибернетических систем, кандидат физико-математических наук
Протас Иванович Ковалев – ровесник Великой Победы. Сегодня он отмечает 80-летний юбилей.
Более полувека Протас Иванович посвятил Тюменскому индустриальному университету.
Он помнит, как пришли в вуз первые ЭВМ, изучает вместе со студентами
стремительно меняющиеся информационные технологии и благодарен судьбе за то,
что стал преподавателем «Индуса».
ПРОТАС ИВАНОВИЧ, КОГДА
ВЫ НАЧАЛИ ПРЕПОДАВАТЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ?
В ноябре 1974 года судьба занесла меня в
Тюмень. В школе я интересовался географией, но оказавшись 31 августа в этом
прекрасном городе, очень удивился: за окном вагона я увидел не бескрайние
снега, как ожидал, а зеленеющие деревья. В Тюмени выделялось большое количество
квартир для преподавателей – в те времена городские советские и партийные
органы много внимания уделяли организационной работе по расширению и
совершенствованию системы высшего образования.
Очень благодарен заведующей кафедрой высшей математики, профессору Марте Андреевне Скалкиной и ректору Виктору Ефимовичу Копылову, которые
приняли на работу в Тюменский индустриальный институт меня таким, каким я был тогда –
с большими амбициями и не особо отягощенным умением ладить с людьми.
ПОЧЕМУ ВЫБРАЛИ ИМЕННО
ЭТУ СФЕРУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ?
Я рос в послевоенное время и в детстве хотел
стать кавалеристом или моряком. Но когда мне было десять лет, в руки попала
книга выдающегося ученого и популяризатора науки А. Е. Ферсмана «Занимательная
геохимия». И я решил стать ученым. Очень интересовался техникой. Вставлял в
пробки жучки, чтобы без помех знакомиться с электричеством, но они все равно
регулярно перегорали. Мама удивлялась, почему увеличилась плата за
электроэнергию. Папа, кстати, тоже в юности экспериментировал с электричеством.
После школы я примерно полгода работал на
заводе строительно-отделочных машин (во время войны этот завод был эвакуирован
в Тюмень и на его основе на ул. Горького возник Тюменский завод строительных
машин). Трудился в цехе, где выпускали асинхронные двигатели для вибраторов, с
помощью которых в землю вколачивали сваи. В конце месяца обычно был аврал, но так
как рабочим за переработку надо было платить, за конвейер вставали работники
заводоуправления и администрация цеха. Я достаточно хорошо знал устройство и
принцип действия двухфазного синхронного электродвигателя: в моей электробритве
подсистема щетки – коллектор регулярно выходила из строя, и я сам ее чинил. Но
как работает трехфазный асинхронный двигатель, зачем в пазы статора запихивают
эти «обмотки», я не понимал. Окружавшие меня рабочие не знали столько об
электричестве, сколько знал я, но выполняли свою работу гораздо быстрее и лучше
меня. Я ушел с завода, решив, что стану
гуманитарием.
Поступал на исторический факультет МГУ, но
на экзамене мне дали понять, что здесь меня не ждут. В итоге я закончил
механико-математический факультет Одесского государственного университета имени
И. И. Мечникова. Это было время расцвета
чистой математики: формировались новые математические понятия,
разрабатывались новые методы, доказывались или опровергались гипотезы, с которыми
не могли справиться предыдущие поколения математиков, переводилась (и продавалась
по достаточно доступным ценам) масса математической литературы. Мои товарищи
шли работать в появлявшиеся повсюду КИВЦы (кустовые
информационно-вычислительные центры), машиносчетные станции, где
устанавливались большие электронные машины. Поскольку персонал этих КИВЦев и
машиносчетных станций оставался тем же, каким он был в «домашинную» эпоху, они
быстро продвигались по службе, становились главными инженерами и руководителями
достаточно высокого ранга, получали квартиры и прочие блага.
ЧЕМ ЗАПОМНИЛИСЬ ДЕТСКИЕ
ГОДЫ И СТУДЕНЧЕСКОЕ ВРЕМЯ?
Школу я не любил, постоянно норовил прогулять
или заболеть. На уроках разрисовывал портреты в учебниках, в том числе портреты
вождей. Мой товарищ донес на меня учительнице, она меня отругала. Думаю, что если
бы дело было года на два раньше, когда Сталин был жив, так просто оно бы не
закончилось.
Я никак не мог запомнить, в каком порядке
надо произносить слова доказательства свойств равнобедренного треугольника и
заработал двойку в четверти по геометрии. На контрольной я разложил на
множители все многочлены, которые были в задании, но, видимо, методы, которые я
использовал, отличались от описанных в учебнике, поэтому я получил двойку в
четверти и по алгебре. Что касается
университета, то вспоминается нескончаемая вереница экзаменов и зачетов,
которые пришлось сдавать. Основное внимание уделялось запоминанию доказательств
теорем. Думаю, что благодаря этому у
меня сформировалось то, что называется абстрактным мышлением.
КОГДА НАЧАЛИ ЗАНИМАТЬСЯ НАУКОЙ? КТО ПОМОГ ОПРЕДЕЛИТЬСЯ С НАУЧНОЙ ТЕМАТИКОЙ?
С первого курса я участвовал в
студенческих конференциях, писал научные статьи. Мой научный руководитель, которому я
многим обязан, предложил мне интересную математическую задачу, для решения
которой надо было доказать или опровергнуть так называемую гипотезу Номидзу. Я доказал
ее справедливость для частного случая. Откровенно говоря, мне и тем математикам, с которыми я непосредственно общался, не хватало
знаний. Через несколько лет задачу решил чешский математик.
Через какое-то время заведующий кафедрой автоматики и телемеханики Виктор Иванович Колесов предложил мне
работать у него. Так я связал свою жизнь
с электронными вычислительными машинами и наукой об управлении техническими
системами. Как раз в это время к нам пришли персональные ЭВМ. Мои товарищи,
занимавшие высокие посты в организациях с большими ЭВМ, оказались без работы. Многие
никак не могли смириться с тем, что надо возиться с какими-то дискетами, учить
команды MS DOS и Norton Commander. Сегодня беседы с моими учениками помогают мне ориентироваться в стремительно меняющемся мире информационных технологий.
КАКИМ ВЫ ВИДИТЕ ИДЕАЛЬНОГО ВЫПУСКНИКА, КАКИМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ ЕМУ НУЖНО
ОБЛАДАТЬ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ СТАТЬ ВЫСОКОПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ СПЕЦИАЛИСТОМ?
В отечественной литературе есть
замечательное произведение, в котором описана попытка работодателя нанять
высокопрофессионального специалиста, обладающего требуемым набором компетенций,
оно называется «Сказка о попе и о работнике его Балде». А если серьезно, когда
я начал работать в Тюменском индустриальном институте, деканом
нефтегазопромыслового факультета был Леонид
Иванович Чириков. Он много раз вспоминал, как во время его учебы в
аспирантуре, профессора предсказывали, что скоро не будет поршневых нефтяных
насосов. Сегодня поршневые насосы заменяют центробежными с трехфазным
асинхронным электрическим приводом. Все постоянно меняется.
Рассмотрим ситуацию, когда абстрактный
студент, магистрант или аспирант X придумал нечто необыкновенное и представил
соответствующий проект. Для того, чтобы он не лег на полку, а превратился в
продукт, который заинтересует предпринимателя, надо выполнить не менее девяти
пунктов: от составления технико-экономического обоснования целесообразности
реализации проекта до разработки эргономичного и понятного интерфейса между
машиной и человеком, проведения стендовых испытаний и испытаний на реальном объекте.
Если какой-то пункт будет пропущен, то, возможно, что проект не удастся реализовать. Такая
работа требует совместной слаженной деятельности большого числа специалистов,
обладающих разными наборами компетенций. А наша задача, чтобы те средства, которые государство
выделяет для поддержания и развития системы высшего технического образования,
использовались эффективно.
ЧТО БЫ ВЫ ХОТЕЛИ
ПЕРЕДАТЬ СВОИМ УЧЕНИКАМ?
Я хотел бы всем пожелать в любых ситуациях
проявлять свои лучшие человеческие качества.
Уважаемый Протас Иванович!
От лица всего коллектива Тюменского индустриального университета
поздравляем Вас с юбилеем! Желаем Вам крепкого здоровья, неиссякаемой
энергии, благополучия и оптимизма!
Беседовала Инна Кальва,
Центр по внешним коммуникациям ТИУ
Комментарии