Профессор Тюменского индустриального университета Василий Овчинников более полувека посвятил изучению, исследованиям и поиску решений актуальных проблем бурения. 17 июля Василий Павлович будет отмечать 74-й день рождения, а сегодня отвечает на вопросы в рубрике «Люди, посвятившие себя науке».
Досье ученого:
Василий Павлович Овчинников – доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой бурения нефтяных и газовых скважин Института геологии и нефтегазодобычи ТИУ. Заслуженный деятель науки РФ, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники, действительный член РАЕН и МАИ, почетный работник высшей школы, почетный нефтяник Тюмени, награжден медалью Европейской академии наук, Почетной грамотой Тюменской областной Думы. Автор более 650 опубликованных работ (монографий, учебников, учебных пособий, статей). Является руководителем научной школы по направлению «Технологические решения строительства скважин на месторождениях со сложными геолого-технологическими условиями их разработки». Под его руководством защищено 25 кандидатских и 9 докторских диссертаций.
Разработки и технические предложения ученого активно внедряются при строительстве скважин на месторождениях Тюменской и Пермской областей, Башкортостана и Татарстана.
— С чего начался Ваш путь в науке? Насколько воспитание в семье определило этот путь?
— Я родился в Бугуруслане Оренбургской области – городе нефтяников и летчиков, рос хулиганистым парнем, учиться особо не хотел. После 8 класса решил пойти в авиационный техникум, но в итоге по настоянию родителей вернулся в школу и после ее окончания стал студентом Бугурусланского нефтяного техникума. Специальность «Бурение скважин» мне в добровольно-принудительном порядке помог выбрать директор техникума Иван Николаевич Волохин, чем и определил мою дальнейшую судьбу в профессии, в науке. За это я ему очень благодарен.
Во время практики работал верховым в геологоразведочной экспедиции, залезал на 53-метровую высоту, увлекся бурением и после окончания техникума поступил в Уфимский нефтяной институт. По распределению должен был попасть на Сахалин, заниматься морским бурением, но мой учитель Юрий Степанович Кузнецов посоветовал мне идти в аспирантуру, сказал: «У тебя получится». Так я и остался в науке. Пока учился в аспирантуре, проехал всю страну от Камчатки до Прибалтики, от Мурманска до Ташкента, выполнял научно-исследовательские хоздоговорные работы, занимался внедрением своих разработок. Например, часть из них внедрена на Штокмановском газоконденсатном месторождении, расположенном в Баренцевом море. Оно является одним из крупнейших в мире.
— Какова область Ваших научных интересов сегодня?
— Я занимаюсь разработкой технологий, технических средств в областях обеспечения сохранности фильтрационных свойств коллекторов нефти и газа и их надежности разобщения от выше и ниже залегающих проницаемых пластов.
Это актуально при бурении скважин на шельфе Арктики, на Сахалине и Камчатке. Это богатейшие природные регионы, только запасы Ломоносовского и Менделеевского прогибов превышают все открытые запасы на суше России. Есть у нас проект по газовым месторождениям в Черном море. Еще одно важное направление – это Баженовская свита, тяжелая нефть.
— Расскажите о самых актуальных направлениях исследований.
— Работы по сооружению скважин трудоемкие, рискованные. Коэффициент нефтеизвлечения у нас в стране составляет порядка 0,37-0,4, а для высоковязкой нефти еще ниже. Есть над чем потрудиться. Основная задача, которая сейчас стоит – разработать тампонажный термостойкий материал, используемый при добыче нефти Баженовской свиты.
Плотность этой нефти обусловлена наличием ароматических углеводородов, вязкость высокая, движение и фильтрация затруднены. Было предложено использовать разогрев для снижения вязкости. Что здесь уникального? Сверху находится тяжелая нефть Баженовской свиты, а ниже — высокопроницаемый пласт. Мы нагреваем тяжелую нефть, ее вязкость падает, она фильтруется в проницаемый пласт, и вот оттуда мы ее уже добываем. Но при нагревании до температуры 150-300 градусов возникают проблемы. По технологии мы скважину бурим, стенки ствола закрепляем обсадной колонной, а пространство между ней и горной породой заливаем тампонажным материалом. Образовавшийся тампонажный камень зависит от температуры — с ее увеличением растворимость диоксида кремния увеличивается и он переходит в поровую жидкость. Происходит переупаковка, которая вызывает диструкцию цементного камня, образуются трещины канала, по которым нефть может переходить выше или ниже в ближайшие пласты.
Мой аспирант Александр Мелехов предложил один из выходов – создавать тампонажные материалы с плотной упаковкой и в качестве основы использовать доменные шлаки. Считаю это очень перспективным направлением. Вообще, сейчас у нас на кафедре 14 аспирантов и порядка 15 соискателей. Моя задача – довести их до защиты.
— Какие свои достижения в науке считаете самыми важными?
— Самым важным своим достижением считаю подготовку молодых кандидатов, докторов наук, с которыми я и сейчас продолжаю сотрудничать в образовательной и исследовательской сферах. Многие из них достигли высот в профессии, в науке, занимали руководящие посты и продолжают возглавлять крупные нефтегазовые компании. Среди моих учеников Виктор Вяхирев, Андрей Фролов, Виктор Отт, Михаил Двойников и многие, многие другие.
Для меня важна и защита моей докторской диссертации, и получение государственных наград, так как ими отмечены научные разработки. Главной из них считаю решение проблемы использования отходов содового производства для создания тампонажных материалов, предназначенных для улучшения качества разобщения продуктивных пластов в различных регионах – в Казахстане, на Камчатке, в Западной и Восточной Сибири, Башкортостане и других. В будущем планирую создание разработок по решению проблем освоения Бажена, месторождений высоковязких нефтей.
— Насколько важно наличие команды единомышленников?
— По моему мнению, команда единомышленников – это единственный путь как личного развития ученого, так и науки в целом. Когда мы были аспирантами, наш руководитель собрал нас в команду «Вибро» для решения вопросов, связанных с обеспечением герметичности продуктивных пластов и интенсификации притока пластового флюида к скважине, используя методы гидрозвуковой активации. Принцип нашей научной работы был: один на всех, все на одного. Результат получился превосходный — все стали докторами наук, руководителями кафедр, при этом остались друзьями, до сих помогаем друг другу в решении проблем. Уже наши ученики продолжают наше взаимодействие.
Я и сейчас говорю: ребята, давайте объединяться. Сначала работаем на одного, когда он достигает карьерного роста, защитит диссертацию, то работает на нас. Считаю, что это самая нормальная подготовка будущих ученых, соратников.
— Какие качества важны для ученого? Какой совет Вы бы дали молодым?
— Важно иметь интерес к решению проблем, трудолюбие, не бояться давления, нажима, уметь отстаивать свои предположения, гипотезы и, самое главное, быть человеком, не задирать нос. В мое время не было стремления к наживе. Сегодня, к несчастью, оно имеется. Поэтому совет для молодых – помните, всему свое время.
— Какие надежды возлагаете на своих учеников?
— Как говорил профессор Кошелев Алексей Тимофеевич, важно не забывать своих учителей. Научная работа делается не одним человеком, а группой, кафедрой, лабораторией, отделом. Поэтому предполагаю, что мои ученики будут придерживаться этого и продолжать наше общее дело.
— Какие материалы по своей научной тематике Вы бы посоветовали почитать студентам и всем заинтересованным?
— Всего мною лично и в соавторстве было опубликовано более 650 работ, из них за последние 5 лет порядка 150-200 работ практически по всем направлениям строительства скважин. Считаю, что наиболее эффективным изданием стал учебник «Технология бурения нефтяных и газовых скважин» в пяти томах (авторы – профессорско-преподавательский состав различных ведущих вузов). Могу выделить также монографию «Напряженное состояние крепи скважин в условиях воздействия локальных нагрузок» (авторы: Овчинников В.П., Кузнецов В.Г., Герасимов Д.С. и другие).
Вообще, на сайте ТИУ есть страница кафедры бурения, где размещены все публикации сотрудников за последние 5 лет, в том числе мои. Пожалуйста, заглядывайте.
Комментарии