К
50-летию кафедры транспортных и технологических систем мы встретились с ее
заведующим – ученым и изобретателем, профессором Шахбубой Мердановым. Вот уже
45 лет он идет в ногу с Тюменским индустриальным университетом. Сегодня мы
публикуем интервью, в котором беседуем о жизни и науке.
Досье
Мерданов
Шахбуба Магомедкеримович – доктор технических наук, профессор,
заведующий кафедрой транспортных и технологических систем, Почетный работник высшего профессионального
образования РФ, академик Международной академии авторов научных открытий
и изобретений, эксперт научно-технической сферы, автор более 90 авторских
свидетельств и патентов на изобретения РФ, 11 НИР, 460 научных публикаций, в
том числе 7 монографий, 74 публикаций в ведущих научных изданиях, включенных в
Перечень рецензируемых журналов ВАК Минобрнауки РФ, 36 учебников и учебных
пособий (в т.ч. с грифом УМО), 2 справочников и 108 учебно-методических
изданий. Лауреат Всероссийского конкурса «Инженер года-2015», профессиональный
инженер России.
С
ЧЕГО НАЧАЛСЯ ВАШ ПУТЬ В ИНЖЕНЕРНУЮ НАУКУ И ВЫСШУЮ ШКОЛУ? НАСКОЛЬКО ВОСПИТАНИЕ В
СЕМЬЕ ОПРЕДЕЛИЛО ЭТОТ ПУТЬ?
Думаю, в детстве было
заложено очень многое. Я родился в многодетной семье. Нас шестеро: четыре брата
и две сестры. Отец был учителем начальных классов, мать – колхозницей. Отец
считал, что главное – привить ребенку любовь к учебе и труду. Часто устраивал
соревнования между нами, кто быстрее и лучше напишет. Во время каникул я
помогал ему убирать сено, рожь, пшеницу, вязать снопы, работать на приусадебном
участке. Мама тоже сыграла в моем становлении большую роль. В наше горное
селение автобус приезжал один раз в сутки. И вот, мама мне говорила: «Когда-нибудь
автобус остановится, ты выйдешь из него...». И дальше она описывала, каким
человеком я должен стать. Она заложила в моем детском подсознании то, к чему я
должен стремиться.
ГДЕ
РАСПОЛОЖЕНО ГОРНОЕ СЕЛЕНИЕ, В КОТОРОМ ПРОШЛО ВАШЕ ДЕТСТВО?
Это Ахтынский район
Дагестана, старинное селение Зрых, расположенное на высоте 1350 км над уровнем
Каспийского моря. Село находится в 116 км от Дербента на реке Самур, которая
разделяет в этом месте Россию с Азербайджаном. Помню, однажды к нам приехала моя
тетя. Она была кандидат наук, писала монографию по этнографии, собирала
материалы о культуре лезгин. Она и объяснила мне, что такое научное
исследование, проведение эксперимента. С этим я столкнулся позже, придя в
науку.
НАВЕРНОЕ,
В ТО ВРЕМЯ И ПРЕДПОЛОЖИТЬ НЕ МОГЛИ, ЧТО СТАНЕТЕ ЗАВЕДОВАТЬ КАФЕДРОЙ В ДАЛЕКОМ
ТЮМЕНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ?
Что вы! Правда, отец хотел, чтобы кто-то из детей обязательно продолжил
его дело. Две сестры окончили педучилище, стали учителями, а я сначала и не
думал о преподавательской деятельности. Окончил с отличием школу, потом так же
с отличием Махачкалинский автомобильно-дорожный техникум. В середине обучения
ушел в армию, служил в ракетных войсках стратегического назначения. Вернулся в
техникум, а в то время были популярны строительные отряды. Так я и оказался
впервые в Тюменской области. Сначала поехал бойцом, затем уже комиссаром стройотряда.
Мы работали в районе, но товарняками приезжали в Тюмень погулять, на танцы. Тогда
я в первый раз увидел общежитие ТИИ на Мельникайте, 61. Оно меня впечатлило,
такое красивое здание, я даже сфотографировался рядом с ним.
После окончания техникума
какое-то время работал в Махачкалинском автокомбинате. Был контрольным,
линейным механиком, начальником колонны, диспетчером производства. Понял, что
это потолок и задумался о высшем образовании. Со своим красным дипломом я мог
поступить во многие вузы без экзаменов, но раз я уже был знаком с Тюменью, то
выбрал индустриальный институт, транспортный факультет. Приехал я в Тюмень в апреле
1981 года. До того, как подавать документы, устроился на работу, нашел квартиру.
Поступил на специальность «Строительно-дорожные машины». К учебе относился
ответственно. Недавно мне попался в руки журнал, где отмечено, что у меня всего
4 часа пропусков за все время обучения. Приходилось раньше вставать, чтобы
добраться вовремя. Моя задача была окончить вуз и вернуться домой, где меня ждала
хорошая должность. А я окончил – и остался.
НАУКОЙ
ЗАИНТЕРЕСОВАЛИСЬ ВО ВРЕМЯ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ?
Да. В жизни так бывает, что
человек должен оказаться в нужное время в нужном месте и встретить нужного
человека. У меня так и произошло. Когда я был студентом, родители ушли из
жизни, и я стал подрабатывать. Вообще, в институте, а потом в университете я
прошел все должности, начав с 0,5 ставки учебного мастера. В то время и
встретил молодого кандидата наук Николая
Николаевича Карнаухова, который только вернулся из Ленинграда после окончания
аспирантуры. Он предложил мне участвовать в научных исследованиях. Я работал
учебным мастером и участвовал в экспериментах по разработке мерзлых грунтов, по
созданию рабочих органов машин для разупрочнения грунтов. Для северного региона
это очень актуальная тематика. Потом мы перешли на строительство снеголедовых
дорог. Так получилось, что замначальника ДСУ-22 в Надыме учился заочно в ТИИ, и
нужды его производства совпали с нашими научными исследованиями. В результате
было построено 28 км дороги по нашей технологии. Мы ездили и в Надым, и в
Воркуту. С тех пор началось серьезное внедрение наших исследований.
НАУЧНАЯ
ТЕМАТИКА МЕНЯЕТСЯ СО ВРЕМЕНЕМ? КАКОВА ОБЛАСТЬ ВАШИХ НАУЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ СЕГОДНЯ?
Сначала моей диссертационной
темой была разработка термомеханических рабочих органов для разработки мерзлых
грунтов. Потом тематика поменялась и стала звучать так: «Совершенствование
методов строительства и ремонта трубопроводов в условиях Крайнего Севера». Для
того, чтобы обслуживать трубопроводы, нужна дорога, вдольтрассовые проезды для
технического обслуживания, проведения мелкого ремонта и т.д. Я стал работать
над созданием техники и технологий для строительства временных зимних дорог. В
связи с развитием Арктики эта тема сейчас очень актуальна, востребована.
Основная идея заключается в том, чтобы создать технику и технологии для увлажнения,
уплотнения, армирования снега, для его наброски в случае нехватки.
НАСКОЛЬКО
ДЛЯ ВАС ВАЖНО НАЛИЧИЕ КОМАНДЫ ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ?
Конечно, это важно. Вообще,
все вышеперечисленные направления продолжают тематику научной школы по
приспособлению строительных машин к суровым условиям Севера, созданной
профессором Карнауховым. Он продолжает работать, никогда не отрывался от
кафедры, даже когда был ректором на протяжении 20 лет. На кафедре подготовлено 8
докторов наук, больше 20 кандидатов наук. 90% профессорско-преподавательского
кафедры – ее выпускники. Мы все выходцы из одной научной школы, соратники,
хорошо понимаем друг друга. Когда есть единомышленники, а они есть, это очень
хорошо.
Направление «Наземно-транспортные
технологические средства и комплексы», по которому мы готовим специалистов,
решает небольшие, но важные задачи: содержание дворового хозяйства, вывоз
мусора, уборка снега, строительство или ремонт участка дороги. Часто наши
разработки идут в копилку. В свое время мы предлагали городу использовать
снегоплавильные машины, которые позволяют не вывозить снег за город, а плавить
на месте, что экономит бюджет. У нас была экспериментальная площадка, но, к
сожалению, эта идея так и не была реализована по ряду причин.
А
ДЛЯ ВАС ЛИЧНО КАКАЯ РАЗРАБОТКА НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМА?
Я счастливый человек, у меня
около 100 патентов, многие из которых были внедрены и до сих пор работают. Мною
разработана технология и комплекс машин для строительства и содержания
временных зимних дорог.
ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, КАКИЕ КАЧЕСТВА ВАЖНЫ
ДЛЯ УЧЕНОГО?
Главное,
мне кажется, целеустремленность. Нужно уметь правильно поставить цель, вовремя
ее скорректировать. Также важны увлеченность, порядочность. И еще, ученый
должен быть государственником, то есть работать на благо страны, приносить
пользу.
У
КАФЕДРЫ ТРАНСПОРТНЫХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ СЕГОДНЯ ЮБИЛЕЙ. Вот уже 50 лет
она готовит специалистов по строительно-дорожным и
подъемно-транспортным машинам. ЧЕМ МОЖЕТ ГОРДИТЬСЯ КАФЕДРА?
Знаете, в одно время моего
заведования у нас на кафедре была стопроцентная остепененность, и я гордился
этим. Но через некоторое время понял, что это неправильно. Кафедра, как семья,
где должны быть дети, внуки, старшие и младшие. Это должен быть развивающийся
организм. Я
плохо отношусь к тем, кто скептически думает и говорит о нынешней
молодежи. Молодежь всегда прекрасна.
Надо уметь посмотреть на молодого человека с его позиции, понять его интересы.
Могу сказать, что обожаю молодежь. Эти ребята могут многое.
Наша
кафедра – единственная в вузе, которая никогда не отказывалась от специалитета.
И сейчас мы продолжаем подготовку по всем уровням обучения: бакалавриат, магистратура,
специалитет и аспирантура. Мы всегда работали на университет. К примеру, теорию
решения изобретательских задач наши преподаватели читают для всего вуза. Мы
полностью обеспечиваем студентов методической литературой, которую издаем сами.
Мы понимаем, что нужно для наших студентов, создаем современные электронные
учебники, виртуальные лабораторные работы и т.д.
За всю историю кафедры было
подготовлено свыше 3000 специалистов, из которых около 200 получили дипломы с отличием.
Также кафедра участвует в подготовке по рабочим профессиям и повышении
квалификации работников предприятий. Обучение у нас практико-ориентированное.
Студенты проходят практики на ведущих предприятиях Тюменской области и России.
ЧТО БЫ ВЫ ПОЖЕЛАЛИ СВОЕМУ КОЛЛЕКТИВУ?
Здоровья
всем, кафедре – процветания. Я бы сказал, так держать!
ПОЗДРАВЛЯЕМ КОЛЛЕКТИВ
КАФЕДРЫ ТРАНСПОРТНЫХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ С ЮБИЛЕЕМ ОТ ЛИЦА И.О. РЕКТОРА ЮРИЯ КЛОЧКОВА И ВСЕГО УНИВЕРСИТЕТА!
Желаем устойчивого развития и профессионального роста, успешного воплощения в жизнь идей и планов, новых научных разработок, достижений и побед, счастья и благополучия каждому сотруднику и студенту!
Желаем устойчивого развития и профессионального роста, успешного воплощения в жизнь идей и планов, новых научных разработок, достижений и побед, счастья и благополучия каждому сотруднику и студенту!
Центр по внешним коммуникациям ТИУ
Комментарии