В День российской науки, который почти четверть века отмечается
в нашей стране 8 февраля, героем традиционной рубрики стал проректор по научной
и инновационной деятельности Алексей Пимнев. Мы побеседовали с ним о том, какое
место занимают исследования в вузе, какие направления актуальны для Тюменского
индустриального университета и, конечно, он рассказал нам о своем пути в
науке.
Алексей Леонидович Пимнев – кандидат технических наук, доцент. С 2014 года руководил Институтом геологии и нефтегазодобычи, с 2018 – Высшей инженерной школой EG ТИУ. Прошел обучение в Московской школе управления СКОЛКОВО. Автор рабочих учебных программ в области трубопроводного транспорта, 12 методических указаний и 1 учебного пособия с грифом УМО НГО (в коллективе соавторов), 25 научных работ.
АЛЕКСЕЙ ЛЕОНИДОВИЧ, С ЧЕГО НАЧАЛСЯ ВАШ ПУТЬ В НАУКЕ? НАСКОЛЬКО ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ ОПРЕДЕЛИЛО ЭТОТ ПУТЬ?
Я вырос в рабочей семье, отец воспитывал во мне умение делать все своими руками. О науке я не задумывался, после восьмого класса поступил в строительный техникум на специальность «Сварочное производство». Практику проходил на заводе, работа мне очень нравилась. Но помню, как-то сказал маме, что хотел бы быть директором завода, на что она ответила: «Значит, надо учиться». В то время в колледже появились первые компьютеры, которые меня так заинтересовали, что я стал оставаться после уроков. Как перспективного, меня отправили учиться в вычислительный центр Тюменского инженерно-строительного института, что мне потом очень пригодилось. В 1991 году я поступил в Тюменский индустриальный институт на специальность «Сварочное производство», попал в хорошие руки заведующего кафедрой Михаила Сергеевича Чудинова. Он сразу определил меня в компьютерную лабораторию. Так, в 1992 году начался мой трудовой стаж в Индустриальном.
В результате я окончательно «подружился» с компьютерами, разобрался в программах, освоил AutoCAD. И тогда мой будущий научный руководитель Анатолий Ильич Макаров предложил заняться исследованиями распределения температурных полей при сварке. Используя его методику, я написал программные продукты, мы сделали первую визуализацию – вручную это было практически не сосчитать, так как температура возрастает до огромных значений за доли секунды. Темой моей дипломной работы стало исследование сварочных деформаций. Мы делали стенд, производили сварку, фиксировали возникающие деформации, пересчитывали, сравнивали. Это и стало моими первыми шагами в науке.
ПРИКЛАДНОЙ
ХАРАКТЕР ВАШИХ ИССЛЕДОВАНИЙ СОХРАНИЛСЯ И В ДАЛЬНЕЙШЕМ?
Да. После защиты диплома я остался на кафедре и попал в
лабораторию к Александру Алексеевичу Тарасенко, где были современные компьютеры
и ставились интересные задачи. Тогда я, так сказать, ушел в поля, стал ездить в
составе коллектива кафедры по объектам трубопроводного транспорта нефти. Мы проводили диагностику, изучали
напряженно-деформированное состояние резервуаров, прогноз их надежности,
работоспособности и т.д. Таким образом, я погрузился в
практику, объездил практически все объекты «Сибнефтепровода». В итоге написал диссертационную работу
«Совершенствование системы технического диагностирования резервуаров», где
обобщил полученный опыт, предложил программный продукт.
Не могу не отметить, что
мне очень повезло с наставниками. Они привили мне интерес, дали понимание
принципов научного исследования. В общем, директор завода из меня не получился,
а исследовательская жилка себя проявила.
ПРИКЛАДНОЙ ХАРАКТЕР ВАШИХ ИССЛЕДОВАНИЙ СОХРАНИЛСЯ
И В ДАЛЬНЕЙШЕМ?
Да. После защиты диплома я остался на кафедре и попал в лабораторию к Александру Алексеевичу Тарасенко, где были современные компьютеры и ставились интересные задачи. Тогда я, так сказать, ушел в поля, стал ездить в составе коллектива кафедры по объектам трубопроводного транспорта нефти. Мы проводили диагностику, изучали напряженно-деформированное состояние резервуаров, прогноз их надежности, работоспособности и т.д. Таким образом, я погрузился в практику, объездил практически все объекты «Сибнефтепровода». В итоге написал диссертационную работу «Совершенствование системы технического диагностирования резервуаров», где обобщил полученный опыт, предложил программный продукт.
Не могу не отметить, что мне очень повезло с наставниками. Они привили мне интерес, дали понимание принципов научного исследования. В общем, директор завода из меня не получился, а исследовательская жилка себя проявила.
КОГДА ПЕРЕШЛИ НА
АДМИНИСТРАТИВНУЮ РАБОТУ, ВРЕМЯ НА ЗАНЯТИЯ НАУКОЙ ОСТАЛОСЬ?
Конечно, сейчас моя публикационная и исследовательская
активность снизилась, но я не оставляю науку. Сфера интересов немного
поменялась, все мои последние публикации связаны с инженерным образованием, с
тем опытом, который мы получили во время запуска и реализации проекта
трансформации инженерного образования «Высшая инженерная школа». Он стартовал в
2018 году. Тогда мы с командой задумались
о том, как воспитать инженера новой формации, и решили реализовать идею
широкого внедрения проектной деятельности уже с первого курса. Практически
5 лет я занимался этим проектом, мы сделали два выпуска специалистов. И
действительно, наша
гипотеза подтвердилась: чем раньше студент – инженер, нефтяник, газовик
знакомится с проектами, тем более осознано у него происходит запрос на знания.
Проект ВИШ был отмечен на различных уровнях: получил статус федеральной инновационной площадки, победил в конкурсе «Проектный Олимп», попал в каталог СКОЛКОВО «Трансформирующиеся университеты». Мне он дал обширный опыт в части образования: начиная от проектирования программ до выпуска студентов, их трудоустройства и дальнейшего взаимодействия. Это бесценный опыт, который мне помогает и в должности проректора.
ПРОЕКТНАЯ И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВУЗЕ – СОПОСТАВИМЫЕ ПОНЯТИЯ?
Проектная деятельность – более широкое понятие. Но проектная логика присутствует во всем, и истории формирования научных проектов, которые сейчас реализуются или готовятся к реализации в вузе, практически не отличаются. Обязательно есть цель, которая достигается путем решения различных задач, создаются коллективы – формируются по компетенциям, по заделам, имеются ограниченные ресурсы, которые необходимо правильно направить и т.д. Опыт проектной деятельности позволяет затем перейти в научные проекты.
Сейчас формируются проекты для программы развития нашего университета, в том числе для участия в конкурсе «Приоритет-2030». К примеру, один из наших прекрасных ученых Дмитрий Александрович Захаров, который когда-то начинал с тематики моделирования транспортных потоков, сейчас руководит крупным научным проектом «Интеграция закономерностей социально-экономического развития городов и регионов в цифровой двойник транспортной системы». Уже подана заявка на конкурс по предоставлению грантов в форме субсидий из федерального бюджета на проведение крупных научных проектов по приоритетным направлениям научно-технологического развития.
Есть проекты в рамках договорных отношений, например, с «Газпром ВНИИГАЗ», но это тоже научные коллективы, которые должны достичь определенного результата. В 2023 году в рамках госзадания было реализовано шесть научных проектов, достаточно крупных. Могу сказать, что наши ученые, исследователи – увлеченные люди с огромным потенциалом.
НАСКОЛЬКО ШИРОКА
ОБЛАСТЬ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ТИУ?
Практически каждое исследование, проводимое в вузе, уникально.
Мы основываемся на принципе академической исследовательской свободы, но в
целом программой
развития установлены три стратегических направления: нефтегазовое
машиностроение и нефтехимия, информационные технологии в нефтегазовой отрасли и
технологии для развития качества среды обитания человека. В
рамках этих направлений исследователи выбирают актуальную проблему, решают
какие-то конкретные задачи. Конечно, помимо этого у нас остается множество тем:
строительство, землеустройство и кадастры, социальные науки и т.д. Есть сформировавшиеся сильные научные
школы, например, геологическая. При этом каждый
исследователь – уникальная единица в большом мире науки.
Спектр огромный. Это
говорит еще и о том, что университет – место, где генерируются новые знания.
Сужать тематику не нужно, ведь это возможности для взаимодействия с другими
университетами, для формирования интересных междисциплинарных научных проектов.
ПО ВАШЕМУ
МНЕНИЮ, КАКОЕ МЕСТО ДОЛЖНО БЫТЬ ОТВЕДЕНО НАУКЕ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В
ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ?
Настоящее высшее
образование без реальных исследований, без поддержки ученых трудно
представить. Просто
читать чужие учебники это не совсем то, нужно быть в деле. Понимание
того, что наука это важная составляющая высшей школы пришло ко мне давно. И как
проректор я
придерживаюсь принципа тесного взаимодействия студента, аспиранта, молодого
ученого и профессора. Причем самым важным звеном здесь
является профессор – тот, кто несет фундаментальные знания и бескорыстно
делится ими со своими учениками.
Профессора – это золотой фонд нашего университета. И несмотря на то, что сейчас прослеживается тенденция к омолаживанию науки, в университете важно сохранять баланс между молодыми и опытными, зрелыми учеными.
ЧТО БЫ ХОТЕЛИ ПОЖЕЛАТЬ КОЛЛЕКТИВУ ТИУ В ДЕНЬ РОССИЙСКОЙ НАУКИ?
Наука – двигатель прогресса, поэтому можно пожелать никогда не останавливаться в научном поиске, всегда стремиться к познанию нового и достигать таких высот, которые выведут науку нашего университета, региона и страны на передовой мировой уровень. К счастью, в Тюменской области созданы для этого все условия. Желаю молодым найти свое призвание, а заслуженным ученым – всегда делиться опытом и иметь благодарных учеников.
Беседовала Юлия Янушевичене, отдел медиа и внешних коммуникаций
Комментарии