В Год науки и технологий Тюменский индустриальный университет рассказывает о своих ученых, занимающихся перспективными направлениями и разработками. В соответствии с тематическим планом Минобрнауки РФ в июле мы обсуждаем «Связанность территорий и освоение пространства».
Наш собеседник и герой рубрики «Люди, посвятившие себя науке» — заведующий кафедрой эксплуатации автомобильного транспорта, кандидат технических наук, доцент Дмитрий Захаров.
Не первый год он входит в состав комиссий по обеспечению безопасности дорожного движения при администрации Тюменской области и города Тюмени, является членом Общественного совета при Главном управлении строительства Тюменской области. Принимал участие в разработке Стратегии развития транспорта Тюменской области до 2030 года и Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры города Тюмени.
— Дмитрий Александрович, связанность территории за счет создания интеллектуальных транспортных и телекоммуникационных систем является приоритетным направлением научно-технологического развития нашей страны. Вы занимаетесь прикладными исследованиями по разработке транспортной модели Тюменской области. Расскажите об актуальных трендах в этой сфере.
— Транспортное моделирование в России применяется достаточно широко и охватывает большой спектр задач и проблем, которые решают муниципальные, региональные, федеральные власти в области организации и управления дорожным движением, развития дорожно-транспортной инфраструктуры, оптимизации маршрутной сети общественного транспорта, создания интеллектуальных транспортных систем.
Широкое распространение в нашей стране транспортное моделирование получило при разработке операционных транспортных мастер-планов Универсиады-2013 в Казани, XII Олимпийских зимних игр-2014 в Сочи и чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года.
У транспортных инженеров в РФ последние 5 лет много интересной и сложной работы. Начиная с 2016 года муниципалитеты и региональные власти должны иметь три документа транспортного планирования для городов и регионов: Программу комплексного развития транспортной инфраструктуры (ПКРТИ), Комплексную схему организации дорожного движения (КСОДД) и Комплексную схему организации транспортного обслуживания населения общественным транспортом (КСОТ).
Например, с 2020 года в ТИУ силами трех студентов и двух преподавателей разрабатывается транспортная модель Тюменской области. Обычно данная работа выполняется отделом проектного института или проектной компанией. Наши студенты получили серьезный опыт и сформировали актуальные на рынке труда компетенции.
Если говорить об актуальных направлениях исследований и прикладных разработок, то в кратко- и среднесрочной перспективе это управление мобильностью и нахождение баланса между транспортным спросом и предложением; разработка управленческих и технологических решений в рамках внедрения концепции «Мобильность как услуга (MaaS)», в том числе при развитии платных парковок, каршеринга, средств индивидуальной мобильности; определение оптимальной архитектуры Интеллектуальных транспортных систем, в том числе создание «динамических» транспортных моделей; оптимизация маршрутной сети городского общественного транспорта при внедрении магистральных и подвозящих маршрутов и «брутто-контрактов»; разработка проектов создания трамвайных маршрутов, велодорожек. И конечно, всегда актуально повышение безопасности движения, в том числе при развитии велоинфраструктуры, самокатов и т.д.
— Как, по Вашему мнению, за последние годы изменилась транспортная инфраструктура Тюмени? Какие нововведения ждут жителей региона в ближайшее время?
— Транспортная инфраструктура Тюмени развивается вслед за городом. Региональными властями анонсировано строительство Южного обхода города, который должен существенно разгрузить ул. Федюнинского. Значимым для жителей, проживающих и работающих в центральной части, окажется реализация в ближайшие годы проекта Единого парковочного пространства и введение платы за парковку автомобиля. В Тюмени начали работать фирмы по краткосрочной аренде легковых автомобилей, велосипедов, самокатов. Наш транспортный комплекс развивается по нескольким направлениям, и это не только дорожное строительство, как отмечают некоторые эксперты и жители города.
В дальнейшем, в случае реализации проекта создания трамвайных маршрутов в Тюмени, нам важно не повторять ошибок, которые были допущены в некоторых городах России (Новокузнецк, Екатеринбург и др.) при проведении транспортных реформ и изменении маршрутной сети общественного транспорта.
— Вы – выпускник Института транспорта Тюменского индустриального университета. В какой момент Вы сделали выбор в пользу науки? Каким был ваш путь ученого, чего было больше – побед или разочарований?
— После окончания университета я 6 лет проработал на производстве в сфере технического обслуживания и ремонта легковых автомобилей. Было очень интересно и полезно. Но техническое обслуживание и ремонт автомобилей иностранного производства строго регламентирован, и в какой-то момент мне стало неинтересно решать повторяющиеся каждый день задачи. Не было возможности развиваться, проводить исследования. Максимум – изучение новых технических новинок в автомобилестроении. Поэтому с 2005 года я полностью перешел на работу в ТИУ. В этот период на кафедре ЭАТ была открыта специальность «Организация и безопасность движения», а позже программа магистратуры «Транспортное планирование городов». Параллельно возникла потребность региональных и муниципальных властей в развитии в Тюменской области направлений транспортного планирования и моделирования. Появилась возможность сочетать исследования — учебный процесс, экспертную и проектную деятельность в данных направлениях.
За этот период работы были хорошие результаты: выполнено много различных экспертиз, проектов и несколько НИР по договору в области транспортного планирования и моделирования. Разочарования были только от того, что многие идеи не реализованы из-за отсутствия свободного времени. Только 20-30 % всех идей доходит до этапа реализации на уровне проектов, выпускных квалификационных работ или экспертиз.
— Какие качества, по Вашему мнению, помогают ученому достичь значимых результатов и поставленных целей?
— Ученый должен быть увлечен своей работой, жить ей. Работать строго по расписанию с 9 до 18 часов – наверное, это для другой профессии и сферы деятельности.
— Какие надежды возлагаете на своих учеников?
— Я работаю в университете с 1998 года. За 23 года большое количество студентов с кафедры Эксплуатации автомобильного транспорта выполнили выпускные квалификационные работы, научные исследования и проекты под моим руководством. Многие из выпускников кафедры достигли успехов в профессиональной деятельности и работают на руководящих должностях в органах региональной и муниципальной власти, в транспортном комплексе в разных регионах страны. Уверен, что выпускники кафедры ЭАТ справятся и с новыми задачами, которые стоят перед транспортным комплексом региона в данный момент (цифровизация транспорта и внедрение Интеллектуальных транспортных систем, беспилотные и высокоавтоматизированные транспортные средства, снижения аварийности на автомобильных дорогах, пандемия Covid-19).
По научной линии ученики тоже есть, хоть и немного пока. Один аспирант защитил кандидатскую диссертацию, сейчас работаем со вторым аспирантом. Надеюсь, в 2022 году в ТИУ появится еще один кандидат наук.
Комментарии