Размер шрифта:

Цвет:

Изображения:

Кернинг:

1x
2x
3x

Озвучивание:

Назад

«Легенды ТИУ»: знакомьтесь, выпускница 1970 года Валентина Смирнова

В Тюменском индустриальном университете 1 августа стартовал масштабный проект «Легенды ТИУ», направленный на сбор воспоминаний о преподавателях, забавных или поучительных историй о студенческих буднях, всего того, что дорого и близко выпускникам вуза. Координатором проекта стал специалист «Ассоциации выпускников ТИУ» Анастасия Баловацкая.
Героиня первой публикации — Валентина Антоновна Смирнова, выпускница группы НП-65-3 химико-технологического факультета. Валентина Антоновна окончила Тюменский индустриальный институт в 1970 году. Даже спустя 47 лет после выпуска в её памяти свежи воспоминания из студенческой молодости, которыми она с удовольствием делится с посетителями сайта ТИУ.
Валентина Антоновна сейчас живет в Ишиме и уже 12 лет находится на заслуженном отдыхе. Год назад женщина выпустила поэтический сборник «Родимый край», внушительная часть стихов посвящена именно студенчеству, однокурсникам, беззаботной поре молодости и учебы в Индустриальном. Сейчас к выходу в свет готовится вторая книга стихов.Свои книги Валентина Смирнова дарит друзьям, и, конечно, несколько экземпляров она передала в дар Тюменскому индустриальному университету. С творчеством Валентины Антоновны можно будет познакомиться в «Ассоциации выпускников», а также в Музее науки и техники Зауралья ТИУ.
Про уникальную группу, трудовую деятельность и романтику
Группа НП-65-3, в которой училась студентка Валя Смирнова была экспериментальная, набрана из одних отличников. В потоке было четыре группы по 25 человек, в каждой дополнительно учились по 3-4 человека – кандидатов, которые имели хорошие оценки, до первой сессии им давали шанс проявить себя. На старших курсах некоторые по разным обстоятельствам были отчислены, поэтому 5 курс закончили 88 человек.
В то время общежитий для студентов не было, поэтому институт арендовал в жилых домах квартиры. На первом курсе Валентина Антоновна с однокурсницами с химико-технологического факультета жили в доме на улице Киевской, в соседнем подъезде этого же дома располагались ребята-геологи и буровики со старшего курса. «На втором курсе жили в новом общежитии для маштехникума по улице Котовского, а на третьем нас поселили в квартиру на Мельникайте, рядом располагалось кафе «Геолог», а напротив было кладбище, заросшее сиренью. Один раз наши ребята хотели нас напугать: надели белые халаты, пошли на кладбище, взяли в руки свечки и начали завывать», — вспоминает Валентина Смирнова.
«За кладбищем был кирпичный завод, где мы до середины октября помогали производству. Помню, что очень тяжело было работать во вторую смену, ужасно хотелось спать, мы готовы были уснуть на этих кучах с кирпичами. А еще кирпичи были сырые и очень тяжелые. Мне, с моим небольшим ростом, удавалось поднять не больше четырех. После работы домой нас провожали ребята, особенно вечером, потому что девчонкам идти через кладбище в общежитие было жутковато».
Ромен Зеликович Магарил читал лекции без конспектов
Валентина Антоновна вспоминает прекрасного преподавателя Ромена Зеликовича Магарила, который читал «исключительные» лекции по специальному предмету Технология нефти и газа.
«Ромен Зеликович нам дал закалку по специальности. Единственное, что он сказал на собрании на 1 курсе: «Жаль, что в зале в основном девушки. Это не женская специальность, потому что работать придется на НПЗ». На нашем Нефтегазопромысловом факультете было много девочек, в нашей группе всего 4 парня училось. Я выбрала эту специальность и вуз по нескольким причинам. Во-первых, мне нравилась химия. Во-вторых, куда-то далеко не было возможности поехать, а в-третьих, ТИИ тогда только организовался и был перспективным институтом».
«Он читал вообще без конспектов, лекции были исключительные. Следующее занятие он всегда начинал ровно с того места и слова, на котором закончил прошлую лекцию. И это все без единого листочка. Сам он знал свой предмет досконально, того же самого требовал и от нас, студентов. Помню, что некоторые на 4 курсе ходили сдавать зачеты по 17 раз. Рисуешь, например, схему от насоса и провел неверную линию. Если Ромен Зеликович посмотрел и указал на ошибку, а ты исправился, то, значит, не списал, не зазубрил, тогда он прощал недочет. Если ошибся – все до свидания. Я, правда, с первой попытки ему сдала».
«Смотрите, какой мальчик красивый!»
На 4 курсе в расписании появился новый предмет Процессы и аппараты в химической технологии. «Стоим перед дверями в аудиторию, ждем, пока прозвенит звонок. Интересно же, любопытно, кто будет вести новый предмет. Я открыла дверь в аудиторию, смотрю, молодой парень стоит, думала лаборант и громко так говорю: «Смотрите, какой мальчик красивый»! Девчонки смеются. Заходим в кабинет, а там стоит наш новый преподаватель, представляется Эрвин Гельмутович Полле. Мне так было неудобно».
Эрвин Гельмутович был всего на 6-7 лет старше своих студентов и по воспоминаниям Валентины Антоновны «лекции читал безобразно, в том смысле, что мы не успевали за ним записывать». Библиотека в институте была, а литературы в ней нет, подготовиться к экзаменам невозможно. В магазинах книг тоже не было. «Одна из первых лабораторных работ. Мне с подругой достается хроматограф, — вспоминает выпускница. — Необходимо было запустить в нем продукт и разбить на пики, а затем посчитать их. А с какой стороны его запускать, в лекциях не написано, потому что мы просто не успели этого сделать. Все остальные уже сделали свои лабораторные работы, и ушли, а мы все ходили вокруг этого прибора и, в конце концов, закатили Полле истерику. Захлебываясь слезами, рассказали Эрвину Гельмутовичу о том, что мы ничего не успеваем за ним записывать, и что лекции он читает из рук вон плохо. Думали, на нас обрушится ругань, а он растерялся от того, что перед ним «два цветочка» рыдают. Отреагировал спокойно, показал, как нужно работать с хроматографом и лабораторную мы сделали хорошо. После этого инцидента он стал читать лекции медленнее».
Про практику
«Первая практика началась в августе после третьего курса. Так как наша группа с самого начала имела статус лучшей, то мы могли выбрать место практики сами, и выбрали — на новом нефтекомбинате в Ангарске. Нас тогда просто поразила огромная территория завода. На одной из установок была труба, из нее шел желтый дым, который называли «лисий хвост». Это выбрасывали окись азота. Тогда мы ездили на выходные на Байкал, жили там две ночи с палатками. Романтика. Впервые там я увидела гигантские ромашки и красивейшие ирисы, растущие вдоль железнодорожной линии.
После 4 курса мы поехали на производственную практику в Саратов. Увидев после Ангарска старый саратовский НПЗ, мы разочаровались. Практика длилась 2 месяца, каждый получал серьезные практические навыки, трудился серьезно. Я работала помощником оператора на термокрекинге. Мужчины с завода над нами подшучивали, то намажут нас сажей в операторной, когда заснем, то другие какие-то каверзы придумают». Там Валентину Смирнову научили обращаться с телефоном, в её обязанности входила передача данных в вышестоящую организацию».
Про диплом
До сих пор выпускница помнит и тему своего исследовательского диплома на тему «Исследование масляных фракций тюменских нефтей». Фракция 350-400, 400-450». Тогда ей дали бутыль нефти, разогнали на аппарате «РН» на фракции, выделив бензин, керосин, масла. Нужно было определить в масляных фракциях плотность, вязкость, температуру вспышки, температуру застывания, сделать выводы, таблицы. Диплом вели  Ромен Зеликович Магарил и  Эльвира Исаевна Аксенова. Работа была готова уже к апрелю, поэтому когда все занимались написанием дипломных, Валентина Антоновна читала художественные книги.
Про внеучебную деятельность
Вечера проходили весело, в 60-е как раз было положено начало движению КВН, зарождался фестиваль «На клавишах весны». Химико-технологического факультет стабильно занимал на этих мероприятиях первые места. Валентине Антоновне запомнилась песня на тему весны и любви, которая впервые прозвучала на фестивале «На клавишах весны». Её написал и спел преподаватель (фамилию забыла – прим. ред.), ему аккомпанировал на гитаре студент Николай Головкин. Вот она.
Становятся гуще весенние тени,
Порой среди луж не пройти.
Весна над планетой, весна над Тюменью,
Весна заглянула в ТИИ.
Пускай по-пластунски крадутся зачеты,
Пускай курсовой не готов,
Весной у студентов другие заботы,
Весной расцветает любовь.
Иные в студенте усердие ценят
Вот наш ответ осторожным:
Экзамены скоро, быть может, отменят,
Любовь отменить невозможно!
Если Вы хотите рассказать свою «Легенду ТИУ», пишите на электронную почту alumni@tsogu.ru или приносите записи по адресу г. Тюмень, ул. Республики, 47, каб. 213 – Анастасии Баловацкой.

Комментарии

Ответ на комментарий: ()

При наличии

Комментарии не найдены
Подпишитесь на рассылку
Следите за самыми актуальными новостями Тюменского Индустриального Университета. Будьте первым.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

ТИУ в социальных сетях

Версия для слабовидящих

Карта сайта

Контакты

625000, г. Тюмень, ул.Володарского, 38

Телефон/факс: +7 (3452) 28-36-60

Электронная почта: general@tyuiu.ru


© 2000-2024, Тюменский Индустриальный Университет

Минобрнауки России

Загрузка