«Топливно-энергетический комплекс России уверенно восстановил свой потенциал и даже перекрыл показатели со времён Советского Союза. Да, у нас был прогиб — развал государства, провал в экономике, но мы сумели восстановить», — заявил накануне Председатель Совета Союза нефтегазопромышленников России Юрий Шафраник на традиционной лекции для студентов и преподавателей опорного вуза в Тюмени.
«Если бы все остальные отрасли России (я не хочу сказать, что остальные все плохие, но таких как ТЭК – одна, две, три) восстановили свой потенциал хотя бы близко к показателям 1990 г., то мы бы с вами сейчас были совершенно на другом уровне. Мы достигли лучших показателей практически по всем направлениям отрасли. Когда я говорю о ТЭК сегодня – вот это достойная, хорошая база. Начаты новые проекты: «Роснефть» крупнейшие за последние 5-7 лет начала реализовывать проекты; есть прекрасные проекты, которые не так громко звучат, но они есть – это «Татнефть» в Татарстане, «Башнефть» в Башкортостане, «Сургутнефтегаз». Нельзя чернить и критиковать — мы на достойном уровне сегодня. За счет целенаправленной работы последних 15 лет, за счет благоприятной конъюнктуры государства и компаний, а также за счет правильно проведенных реформ в 90-е годы, мы восстановились. Мы почти в два раза увеличили экспорт нефти, если сравнивать показатели 2000-го и 2014 годов, цена увеличилась почти в пять раз», — привёл аналитику Юрий Шафраник.
Юрий Константинович заметил, что мир за это время не стоял на месте и за последние 7-8 лет топливно-энергетический комплекс революционно изменился.
«Представьте только Китай, например, за 15 лет в 10 раз увеличил потребление газа, да, оно было минимальным в 2000-м, но всё равно, в 10! Нефти – в 3,5 раза. Угля в 2000 году он потреблял 1,3 млрд тонн, а сегодня 3,6-3,7 млрд тонн. Я бы в 1995-м даже не поверил, что в Китае можно добывать 3,5 млрд тонн угля».
По словам Юрия Шафраника, мир изменился, а значит изменились и мы. Как действовать на внешнем рынке сейчас?
«Наши действия на внешнем рынке в контексте предыдущих 10 лет не такие уж плохие. По ряду направлений развития «Восточного вектора» лет на пять мы опаздывали выходам и по газу, и по нефти, и по комплексу мер, которые сейчас там реализуются. Мы недооцениваем, что там изменения уже радикальные… В рынок нужно вкладывать. Если ты не вложишь, то не удержишь свой процент участия в европейском рынке. Не удержишь европейский рынок, то кто ты тогда такой, как ты будешь жить?»
Внутренний рынок, по мнению лектора, требует еще большего осмысления и действий.
«Мы должны поставить задачу развития внутренней экономики. Главная задача сейчас — сработать в целом ТЭКу (в данном случае, конечно, только через государство и через государственное влияние) на экономику страны, на насыщение дешёвым газом и электроэнергией рынка, на переход на нефтегазохимию. В нефтегазохимии мы делаем всего лишь 2% от мирового производства. При этом у нас 20% по газу, 13-14% по нефти. Китайцы за 20 лет со своих 1-2% ушли на 20%, и они всё покупали по высоким ценам. Внутренний рынок требует совершенно иного подхода. И главное, что мы здесь не просто опаздываем, а мы не осмыслили и не поставили цель!»
Подводя итоги, Юрий Шафраник отметил, что Большая Тюмень — на острие мировой энергетической политики: «Мы должны понимать, что наш товар конкурирует на мировом уровне. И я всегда повторяю студентам: выйдя из стен университета, вы либо готовы конкурировать, либо нет. Время упустил, поезд ушёл. Я всегда с большим интересом приезжаю в родной вуз, хожу по аудиториям. Отмечу, лаборатории университета ничем не уступают мировым. Уверенно могу сказать, что потенциал университета хороший. В тоже время, вуз должен иметь авторитет своей позиции, и я готов в ней участвовать».
Комментарии