К
60-летию Тюменского индустриального университета мы рассказываем о людях,
стоящих у его истоков. «Учитель», «легенда», «папа всех транспортников» – так с
любовью и большим уважением называют профессора Леонида Григорьевича Резника
(1932–2015) его многочисленные ученики, среди которых производственники,
ученые, преподаватели. Для многих он стал примером доброжелательного отношения
к людям и интеллигентности.
Доктор технических наук, профессор,
академик Российской академии транспорта, заслуженный деятель науки и техники РФ
Леонид Григорьевич Резник оставил
большой след в российской науке и в истории Индустриального.
Он приехал в Тюмень в 1966
году по приглашению первого ректора Анатолия Николаевича Косухина после окончания
с отличием Киевского автомобильно-дорожного института и аспирантуры МАДИ. В молодом вузе Леонид Резник основал и
возглавил первую выпускающую кафедру автомобильного направления, сразу
установил активное взаимодействие с транспортными предприятиями области. В
поисках ответа на реальные запросы производства им была разработана и внедрена
система экономии топлива, учитывающая реальные климатические, дорожные и
транспортные условия эксплуатации автотранспорта.
Постепенно зародилось принципиально
новое научное направление – «Приспособленность
автомобилей к суровым условиям эксплуатации». Итогом работы стало
формирование научной школы по повышению эффективности работы автотранспорта в условиях
Севера и Сибири. Ученым персонально и совместно с коллегами было написано 265
научных и учебно-методических работ, порядка 30 учебных пособий. Результаты
научных исследований были внедрены на десятках предприятий автомобильного
транспорта.
Заведующий кафедрой эксплуатации
автомобильного транспорта, кандидат технических наук Дмитрий Захаров вспоминает:
«Я поступал в индустриальный
институт именно потому, что хотел учиться у Резника. В аспиранты не стремился, после вуза
ушел на производство, но Леонид Григорьевич убедил-таки меня приступить к
работе над кандидатской. Увлечь он умеет, темой я проникся настолько, что,
несмотря на большую загруженность на производстве, успел найти немало
интересных аспектов исследуемой проблемы. После защиты вернулся на родную кафедру
и очень волновался при назначении на должность заведующего. Но и тут он вовремя
мне подставил плечо, поддержал словом и делом. Так что, нам есть на кого
равняться, есть с кого брать пример».
Сам профессор Резник считал:
«Для
научного творчества нужна сосредоточенность, нелишней бывает и возможность уйти
в себя, подумать над той или иной версией предлагаемого решения».
Своими увлечениями он называл научные исследования, занятия со студентами и
аспирантами, технический английский язык. Он даже читал курс лекций на
английском – «Адаптация автомобилей к суровым условиям».
Интересно, что английский
язык Леонид Григорьевич в юности учил весьма оригинальным способом. Вспоминал,
как они с товарищем перед сном прослушивали английский текст, бывало, что под
него и засыпали, а наутро практически все прослушанное воспроизводилось без
особых затруднений.
Детство будущего корифея
науки прошло в украинском городе Винница. Он родился 28 февраля 1932 года. Еще
в школе профессия инженера-автомобилиста запала ему в душу благодаря
старенькому велосипеду, который требовал постоянного ремонта. Этот процесс очень
увлекал юного механика, а результат обычно доставлял большую радость, поэтому при выборе вуза особых раздумий у юноши не
было: «Раз велосипедной специальности
нигде нет, буду изучать автомобили».
Киевский
автомобильно-дорожный институт Леонид Резник окончил с отличием. Быстро добился
заметных успехов на производстве: начинал старшим механиком, а через год с
небольшим был уже главным инженером объединения автотранспортных предприятий.
Решил поступать в аспирантуру МАДИ, и тут судьба преподнесла ему первый
жестокий урок.
«Считал,
что знаю если не все, то многое, производство мог с закрытыми глазами
охарактеризовать до последнего винтика, а вот конкуренции с москвичами не
выдержал, нескольких баллов не хватило, – рассказывал потом Леонид Григорьевич. – Но делать нечего, вернулся на производство,
а на следующий год все сложилось удачно. Более того, меня сразу взял под свое
крыло заведующий кафедрой МАДИ Георгий Васильевич Крамаренко».
Своего учителя Резник считал
образцом доброжелательного отношения к окружающим, равнялся на него и говорил,
что всем хорошим, что в нем есть, он обязан Георгию Васильевичу, который учил в
любой ситуации оставаться самим собой, до конца отстаивать свою точку зрения,
но при этом не умалять достоинств оппонента. Передал Крамаренко своему ученику
и главную заповедь научного
руководителя: вести молодежь в науку вдумчиво, терпеливо, целенаправленно,
пестуя таланты и испытывая на прочность сомневающихся в выборе. Следуя этой
заповеди, Леонид Григорьевич подготовил 35 кандидатов и докторов наук.
45 лет профессор руководил
кафедрой эксплуатации автомобильного транспорта. Богатое наследие Резника – многочисленные
научные и методические труды, изобретения и патенты, но главное – ученики,
которые достойно продолжают дело выдающегося ученого, приумножая его вклад в российскую науку.
В материале использованы отрывки из статьи Татьяны
Поваренкиной «Леонид Резник: заповедь профессионала».
Центр
по внешним коммуникациям ТИУ
Комментарии