Без спецтехники современную жизнь представить себе просто невозможно. Строительство зданий и дорог, сооружение трубопроводов, освоение месторождений, сельское хозяйство, коммунальная сфера — все они нуждаются в грамотной организации и ждут инженеров по направлению «Наземные транспортно-технологические комплексы».
Обучение бакалавров по данному направлению делится на два профиля: «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование» и «Машины и оборудование природообустройства и защиты окружающей среды». Каковы особенности обучения и трудоустройства рассказали заведующий кафедрой «Транспортные и технологические системы», доктор технических наук, профессор Шахбуба Мерданов и доцент кафедры, кандидат технических наук Геннадий Закирзаков.
Шах Магомедович, что лежит в сфере профессиональных интересов ваших студентов и выпускников?
Шахбуба Мерданов: Все то, что находится в русле строительства и обслуживания этого строительства. Работа с землей, перемещение, организация площадок при сооружении мостов, зданий. Специальные машины всегда участвуют в технологической цепочке.
Что касается прокладки трубопроводов, это тоже наша техника. Транспортировка труб, рытье траншей, укладка труб, засыпка — все виды работ делаются с помощью спецтехники.
При освоении территории первыми идут наши машины как самые мощные, тяжелые и производительные, они строят переходы, и, тем самым, обеспечивается доставка других грузов.
Многие ассоциируют специальность с непосредственной работой выпускника на спецтехнике, это так?
Шахбуба Мерданов: Непосредственно на машинах работают люди с начальным и среднем профессиональным образованием – бульдозеристы, трактористы и т.д. «Среднее звено» занимается обслуживанием и ремонтом техники, а наши специалисты отвечают за организацию технологического процесса.
Спецтехника ассоциируется с грязной работой, и это нередко отпугивает современных абитуриентов. Я называю наши машины рабочими пчелками. За внешней невзрачностью, стоит труд, без которого не будет построен ни один красивый современный дом, ни новая автомагистраль, не сможет работать ни один серьезный завод.
Как обстоят дела с трудоустройством?
Шахбуба Мерданов: Востребованность высокая. Промышленная индустрия, коммунальная сфера, портовые структуры, сельское хозяйство, садово-парковое и ландшафтное строительство, службы по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, тушение пожаров, обслуживание эскалаторов и лифтов в торговых центрах – все это области применения подъемно -транспортных механизмов и систем.
Во всех перечисленных отраслях успешно работают наши выпускники. Они трудятся в государственных, муниципальных, частных компаниях, применяют свои знания в разработке новых конструкций и модернизации машин и механизмов.
Желающие могут получить в стенах вуза рабочие профессии. Во время обучения они приходят на предприятия, знакомятся, иногда работают по рабочей специальности, а после окончания университета, предприятие берет их на инженерную должность.
Меняется ли востребованность специальности с годами?
Геннадий Закирзаков: Когда я учился в советские годы в Ленинграде, были супермодными специальности «Астрофизика» и «Микробиология», как сегодня юристы и экономисты. Наступает распределение. Астрофизиков трудоустраивают, в лучшем случае, в Пулковскую обсерваторию, в 150 км. от Ленинграда. Микробиологам, как самое престижное место, предлагают очистные сооружения города Ленинграда. А всех выпускников нашей специальности «Строительно — дорожные машины» приглашают остаться в Ленинграде, с пропиской. В те времена получить прописку в городе на Неве можно было только после пяти лет жительства.
Этот случай хорошо демонстрирует незаменимость наших специалистов для мегаполиса и не только. В любой деревне есть работа для выпускников, в любом городе, между городом и деревней тоже есть. Везде есть.
Сейчас одним из критериев выбора профессии является заработная плата, какие доходы приносит работа в сфере спецтранспорта?
Геннадий Закирзаков: Я убежден, что молодой специалист должен поработать, набраться опыта, показать себя и тогда уж рассчитывать на большую зарплату.
У нас недавно была встреча с выпускниками 14 — летней давности. Пришло человек двадцать и все они — состоявшиеся, успешные люди, среди которых и управляющие, и генеральные директоры, и грамотные инженеры.
В чем секрет их успеха?
Геннадий Закирзаков: Секрет в том, что наша специальность — одна из самых трудоемких и тот, кто через нее проходит, доказывает свою профессиональную пригодность.
Шахбуба Мерданов: У нас одно из немногих направлений образования, по которому сохранен специалитет (пятилетнее обучение). Государство демонстрирует таким образом особую важность нашей профессии для экономики страны. Многие работодатели говорят: «для меня диплом Нефтегаза по вашей специальности — это уже знак качества, ваших выпускников я готов брать без собеседования».
В чем главная «фишка» вашей кафедры?
Геннадий Закирзаков: Наша «фишка» — это люди. Нам удается раскрывать таланты ребят. Поскольку в коллективе работают преподаватели, которым не безразлично, которым интересна их сфера деятельности, они пробуждают интерес у молодежи к инженерной работе. Мы поддерживаем ребят, их инициативы, их идеи.
Шахбуба Мерданов: Самое большое количество патентов на изобретения создано именно на нашей кафедре. Мы разрабатываем приспособления для эксплуатации техники в суровых условиях севера. Это особо перспективно в свете освоения Арктики. Кружок «Интраизобретатель» уже много лет объединяет юных ученых.
На кафедре учатся олимпийские звезды Николай Морилов и Андрей Токарев. Эти известные на весь мир люди выбрали настоящую мужскую специальность!
Бакалавриат: 23.03.02 «Наземные транспортно-технологические комплексы» (НТКб).
Профиль 1: Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование
Профиль 2: Машины и оборудование природообустройства и защиты окружающей среды
Специалитет: 23.05.01 — Наземные транспортно-технологические средства (НТС)
специализация «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные средства и оборудование» (ПТС).
Магистратура: 23.04.02 — Наземные транспортно-технологические комплексы (НТКм)
программы: «Подъемно- транспортные и технологические системы»».
Обращаться: г. Тюмень, ул. Мельникайте, 72, кафедра «Транспортные и технологические системы», тел/факс 8(3452) 20-91-27, iail: tts@tsogu.ru.
Профиль 1: Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование
Профиль 2: Машины и оборудование природообустройства и защиты окружающей среды
Специалитет: 23.05.01 — Наземные транспортно-технологические средства (НТС)
специализация «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные средства и оборудование» (ПТС).
Магистратура: 23.04.02 — Наземные транспортно-технологические комплексы (НТКм)
программы: «Подъемно- транспортные и технологические системы»».
Обращаться: г. Тюмень, ул. Мельникайте, 72, кафедра «Транспортные и технологические системы», тел/факс 8(3452) 20-91-27, iail: tts@tsogu.ru.
Комментарии