Почему людям нравится заниматься волонтерской деятельностью, что такое социальное волонтерство, и не мешает ли общественная деятельность учебе? Об этом и многом другом поговорим с руководителем общественного объединения «Добровольчество» Тюменского индустриального университета Екатериной Сыроватка.
Очаровательная девушка с искренней улыбкой Екатерина Сыроватка – выпускница Строительного института ТИУ 2016 года, она возглавила общественное объединение «Добровольчество» около полугода назад и продолжает совмещать работу инженером ТГВ и учебу в магистратуре, является активистом объединения «Серпантин» Турклуба ТИУ. Кроме того, Катя занимается в театральной студии «МАЙ» и увлекается особым видом искусства – fair show. Общаясь с этой девушкой, невольно чувствуешь исходящее от нее тепло, добро и способность зарядить позитивом, найти нужные слова для каждого человека, желание сделать мир вокруг интереснее и ярче. Может быть, именно поэтому за последние полтора года наши добровольцы сместили приоритеты своей деятельности в пользу, прежде всего, социального волонтерства.
Екатерина, расскажите о направлениях деятельности объединения. Какие приоритеты расставлены перед участниками «Добровольчества»?
Объединение существует в вузе более пяти лет. Изначально его деятельность была направлена на событийное волонтерство, то есть участники помогали проводить общеуниверситетские мероприятия, организовывали различные акции для студентов: к 23 февраля и 8 марта, ко Дню Святого Валентина и т.д. Сейчас работа объединения направлена в большей степени на экологическое волонтерство и на работу с детьми интерната «Горизонт», которые остались без попечения родителей и нуждаются в постоянной поддержке старших товарищей.
Почему решили заняться работой с детьми?
Поездки к детям в «Горизонт» — это наше основное направление деятельности сейчас. Этим ребятам нужны постоянные взрослые друзья, которые им помогают, направляют их. Не хочу тешить себя надеждами и говорить, что мы можем на них сильно повлиять. Для них ценно, прежде всего, общение с волонтерами на постоянной основе.
Чем вам удается их увлечь?
Состав детей в интернате постоянно меняется. Самым младшим, с которыми мы работали, было 10 лет, самым старшим – 18, большинство — от 14 до 17 лет. Это дети с особенностями в развитии, поэтому по ощущениям им от 12 до 16 лет. У многих есть родственники, однако нет родителей или они лишены родительских прав. Кого-то забирают на выходные, кто-то остается в интернате.
Основная цель – показать детям, как проводить свое свободное время и организовать досуг с пользой. Стараемся раз в две недели на выходных ездить в «Горизонт». Вместе катаемся на роликах, на лыжах, играем в снежки и другие подвижные игры, устраиваем квесты по станциям. Пару раз звали бойцов Штаба студотрядов, вместе с ними дети мастерили кормушки для птиц и кораблики. Мы приглашали принять участие в поездке студентов Института АРХИД чтобы провести для детей пленэр. Также договаривались с веревочным парком «Максимум», чтобы ребята смогли попробовать себя в роли начинающих спортивных туристов. Дети были в восторге, потом в течение года часто вспоминали эту поездку.
У многих детей есть родственники, поэтому однажды мы вместе писали им письма и отправляли по почте. Оказалось, что не только дети не умеют этого делать, но и половина волонтеров тоже никогда не отправляли бумажные письма.
Как дети на вас реагируют?
Дети любят волонтеров, они все достаточно открытые. Поначалу, когда мы уезжали от них, многие подходили, заглядывали в глаза и спрашивали: «А ты еще приедешь?». Они привыкают к нам, ждут приезда и очень волнуются, когда кто-то постоянно ездил, а потом вдруг перестал. Приходится объяснять, что человек работает или заболел.
С подобными детьми сложно общаться?
Мне часто задают этот вопрос. Нет, с детьми работать легко! Мне это нравится, я люблю их, скучаю по ним. Понимаю, что эта деятельность нужна и важна для них. Как бы пафосно это ни звучало. Тяжело работать с волонтерами и находить среди людей тех, кто готов ездить к детям, тяжело слышать: «Я не буду этим заниматься, мне страшно, мне не нравятся эти дети». Тяжело, когда люди, обещавшие поехать, не приезжают в самый последний момент. Тяжело бывает найти общий язык с воспитателями. А конкретно с детьми легко. Каждая поездка — это море эмоций. Когда я возвращаюсь из поездки, то мне порой сложно чем-то другим заняться, переключиться, потому что я еще нахожусь «там».
Много ли участников у «Добровольчества»?
В сообщество постоянно входят 10-12 человек. Это по большей части студенты Строительного института, но есть и девушка из ИГиНа, а также студентка ТюмГУ. Каждый год в объединение приходят новые участники, однако надолго остаются единицы. В начале прошлого учебного года пришли 15 человек, из них закрепились всего двое.
Как считаете, почему люди приходят в такие объединения? Почему не все задерживаются надолго?
Те, кто находят нас через знакомых, почти все остаются, потому что им это интересно. Кто-то ездит к детям раз в месяц или реже, по возможности. В этом году людей пришло мало, и они пока все с нами. Нам не хватает заинтересованных людей, у которых есть идеи, которые готовы взаимодействовать с нами на постоянной основе, пробовать и экспериментировать, находить новые формы общения с детьми, интересные мастер-классы. Мы открыты всем новым людям.
При первом контакте с детьми большинство людей теряются, они просто не знают, как общаться с ребятами, кому-то некомфортно, кто-то банально боится их обидеть, сказать что-то не то. Однако есть и те, кто с первых встреч легко вливается во все детские игры и может заинтересовать их своей игрой.
В прошлом году в учебном корпусе вуза на Луначарского, 2 были установлены коробки для сбора макулатуры. Это ваших рук дело?
Второе направление деятельности «Добровольчества» — экологическое. В прошлом году мы запустили акцию «Хорошая коробка». Суть акции в том, чтобы студенты, сотрудники и преподаватели вуза макулатуру не выбрасывали, а собирали в специальные коробки, а волонтеры периодически бумагу организованно вывозили и сдавали в специальные пункты приема. Мы поставили коробки в холлах СТРОИН и ИНЖЭКИ, а также в общежитиях и на кафедрах. По опыту могу сказать, что в подобных пунктах сбора студенты несильно заинтересованы, гораздо больше «хорошими коробками» пользуются сотрудники кафедр и жители общежития.
Есть ли идеи по поводу новых направлений деятельности?
Сейчас планируем запустить новую акцию по сбору отработанных батареек. Не все знают, что батарейки токсичны, и их нельзя утилизировать вместе с остальным мусором. А те, кто знают, ленятся дойти до специализированных пунктов приема. Думаю, студентам и сотрудникам будет удобно выбрасывать батарейки в университете в специальные коробки, которые вскоре появятся в холлах восьмого корпуса.
Также мы собираемся наладить взаимодействие с тюменской организацией «Зеленый круговорот», которая занимается решением экологических проблем в городе, и найти новые направления работы. Количество направлений, которые мы можем вести, ограничивается количеством людей, которые входят в наше объединение. Также думаем попробовать в конце года провести акцию по сбору вещей.
Считаю, важно не распыляться на большее количество акций, а достичь результатов в выбранных направлениях. Сейчас мы нуждаемся в людях, желающих решать экологические проблемы в городе и работать с детьми нашего любимого «Горизонта».
Комментарии