Ректор ТюмГНГУ Владимир Новосёлов в интервью журналисту Владимиру Битюкову ответил на вопросы, касающиеся послания Президента России В.Путина Федеральному Собранию РФ, а также рассказал о развитии перспективных направлений деятельности университета, участии вуза в проектах освоения Арктических зон.
— На одном из последних заседаний Учёного совета мысль об освоении Арктики была главной, вы предложили разработать конкретный проект, который бы обозначил роль Нефтегазового университета как в научном сопровождении, так и в кадровом обеспечении.
— Должен сказать, что подобный проект есть, он реализуется в течение десяти лет, и сегодня кафедра «Криология Земли» выпустила порядка 150 специалистов, которые уже реально работают в этом направлении. Отдельные элементы этого проекта — Субарктический полигон в Надымском районе, комплекс лабораторий Олега Олеговича Панькова, направленный на изучение физико-механических свойств в условиях низких температур. Аспекты есть. Другое дело — это достаточно инерционный процесс — как обеспечить дополнительные компетенции нашим выпускникам в части арктических знаний? Кроме того, мы должны установить тесные партнёрские взаимоотношения с Центром изучения Арктики Ямало-Ненецкого автономного округа, чтобы усилить позиции в аналитике базы данных этого центра, выдаче рекомендаций не только для территории, но и для бизнеса. Это целый сложнейший комплекс, поэтому этот проект будет изменяться, и мы готовы двигаться в этом направлении, чтобы способствовать устойчивому социально-экономическому развитию нашего региона.
— Заниматься подготовкой кадров — это, само собой, главная задача вуза. На юбилейном заседании Российского союза ректоров Президент страны говорил: технологии — вот что важно. Наверняка над этим будут работать отраслевые институты, исследовательские центры. Нефтегаз способен порадовать новыми разработками арктическое освоение?
— Одной из сложнейших проблем является разрозненность. Сегодня есть академическая наука, вузовская наука, отраслевая наука. Вот как найти те механизмы, которые смогли бы объединить, консолидировать усилия учёных из различных ветвей науки? Это очень важно, потому что, да, подготовка кадров…, но она должна вестись на основе тех новых знаний, которые получаются в этих разрозненных направлениях науки. Нам надо создавать механизмы, которые позволили бы стимулировать это объединение. Сегодня есть Национальный институт нефти и газа, который объединяет вузы, есть и отраслевые институты. Он создан сравнительно недавно, и было бы удивительно, если бы с первого года заработал на полную мощность. Но это серьезная платформа как раз для объединения усилий. Задачи по освоению Арктики сегодня настолько масштабны, что не под силу даже мощному университету или комплексу институтов Российской академии наук, здесь необходимо объединять все усилия.
Мы сегодня добиваемся повышения конкурентоспособности наших специалистов. Вышел приказ, подписанный Министром образования России Дмитрием Ливановым, по специалитету. Будем готовить специалистов, стандарт разработан продолжительностью в пять с половиной лет, где целых полтора года (3 семестра) будет практика для этих студентов. Считаю, это практико-ориентированное обучение даст весомый результат.
— У нас есть хорошие примеры и по созданию промышленных технологий. Где-то около года назад начали говорить об инновационном способе извлечения йода. На днях Правительство области очень мощно поддержало эту технологию в нефтегазовом университете.
— 5 декабря состоялось совещание у губернатора области Владимира Владимировича Якушева. То, что извлечение йода перспективно, сомнения нет, сегодня только три страны занимаются его добычей — это Чили (51%), Япония и Соединённые штаты Америки. Есть классическая («грязная») технология, где используется хлор, серная кислота, и есть технология Тюменского нефтегазового университета — безреагентного извлечения йода. Она уже испытана в полевых условиях на территории нашего санатория «Сосновый бор», где были получены первые образцы йода. Сегодня есть необходимость изготовить установку, которая могла бы извлекать йод из пластовых вод, и поставить эту установку на промышленную основу. Глава региона одобрил этот проект и выделил финансирование на изготовление опытно-промышленного образца для промышленных испытаний.
— Одним из важных событий этого года называете создание Инжинирингового центра на базе вуза. Перспективы грандиозные?
— Этот центр создается не на пустом месте. Мы к этому шли достаточно долго. Во-первых, мы всегда считались мощными генераторами идей — по результатам интеллектуальной деятельности являемся лидерами в УФО! Во-вторых, задавшись целью коммерциализировать, внедрить эти результаты, создали проектный институт, который позволяет их внедрить в проектные решения. После этого начали создавать Экспериментальный завод буровой техники, где эти результаты в виде проектных решений можно было бы изготовить в металле. И вот теперь, как следствие, появляется инжиниринговый центр, который позволяет наши изделия, обладающие определёнными ноу-хау, использовать в строительстве нефтяных и газовых скважин. Мы можем проводить инжиниринговые расчёты — формулировать проект строительства скважин, который будет более экономичным и более высококачественным. Продукция Инжинирингового центра будет востребована нефтегазовой отраслью, в первую очередь, мы рассчитываем на Западную Сибирь.
— Заканчиваем год с оптимистичным настроением?
— Оптимизм всегда должен быть не безудержным. Я считаю, что у нас есть определённые основания для оптимизма. В начале пятилетки, в 2011 году, мы взяли курс на исследовательский университет. Достаточно серьезно продвинулись в этом направлении. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в структуре бюджета в свое время занимали 5%, сегодня — около 20% — это один из показателей. Важно, чтобы по всем научным направлениям в университете двигались так же динамично, как по таким, как бурение, получение йода. У нас есть и проект по повышению коэффициента извлечения нефти для зрелых месторождений — это очень перспективное направление, в котором, я уверен, мы тоже добьемся положительных результатов.
— Обращаясь к народным избранникам в ходе ежегодного послания Федеральному Собранию 4 декабря, Президент России Владимир Путин заявил, что не надо гнаться за количеством, нужно сосредоточиться на качестве подготовки кадров, «организовать подготовку инженеров в сильных вузах, имеющих прочные связи с промышленностью, и лучше, конечно, в своих регионах»…
— Мы уже отчасти решаем эту задачу, повышая качество различными способами: это и движение университета в направлении исследовательского, и устойчивая связь с работодателями — здесь нужен системный контакт. Тюменский нефтегазовый университет давно идёт по этому пути, создав Общественный совет, который устанавливает обратную связь, формулирует требования бизнеса. Важно, чтобы инженерные кадры готовились научно-педагогическими школами, обладающими новыми знаниями. Сегодня зарождение Инжинирингового центра по высокотехнологичному нефтегазовому сервису, о чем я уже говорил, станет серьезным подспорьем, которое вне всяких сомнений скажется на качестве подготовки инженерных кадров для нашего ТЭК. Наша деятельность уже оценена — для практически всех крупных компаний топливно-энергетического комплекса мы являемся базовым, либо опорным вузом, либо специальным партнёром.
Считаю, что нужно активно заниматься и подготовкой молодых преподавательских кадров, которые могли бы не только транслировать уже имеющиеся знания, но и участвовали в процессе получения новых. Тогда мы будем способны решить задачу, которую сформулировал Владимир Путин в своем послании.
— По заявлению Президента России, требования к качеству в полной мере относятся и к рабочим кадрам.
В Тюменский регионе наиболее остро стоит эта проблема. Не секрет, что сегодня доля инженерно-технических работников на любом предприятии составляет 20 процентов, остальные — это либо техники-наладчики, либо высококвалифицированные рабочие с крепким профессиональным образованием. Проблема острая и заключается в ментальности населения — необходимо, чтобы люди поняли, что рабочий сегодня — это престижная «профессия».
По экспертным оценкам к 2030 году порядка 170-200 тысяч рабочих рук потребуется для реализации новых проектов: Морской порт Сабетта, Ямал- СПГ, Полуостров Ямал, освоение шельфа и другие. Рабочие должны быть новой формации. Очень важно, чтобы их готовили талантливые мастера производственного обучения. Такие в Нефтегазовом университете, да и в других учреждениях среднего профессионального образования есть, но сказать, что они в достаточном количестве и на самом высшем уровне подготовки, пока нельзя.
Тюменская область — энергетическое сердце страны, и, чтобы это сердце билось устойчиво, система профессионального образования должна приложить достаточно много труда, таланта, умения и терпения.
Комментарии