Анна Макарова стала продолжательницей семейного дела. С отличием окончила «Информационные технологии на транспорте» в Нефтегазе, преподаёт, учится в аспирантуре ТюмГНГУ, и постоянно совершенствуется в различных областях науки. Её отец, заведующий кафедрой «Сервис автомобилей и технологических машин» ТюмГНГУ, д.т.н., профессор, академик РАТ (Российской академии транспорта) Николай Захаров — теперь и научный руководитель диссертации, работу над которой уже в течение двух лет ведёт Анна.
Еще в студенческие годы Аня активно проявляла себя в научной деятельности, творчестве, общественной жизни, и до сих пор имеет сразу несколько хобби и интересов. Ярчайшими достижениями девушки стала победа в конкурсе по поддержке научно-исследовательской деятельности студентов, первые места в различных секциях во Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Новые технологии — нефтегазовому региону». Анна — автор почти трех десятков научных статей. Имеет диплом переводчика в сфере профессиональных коммуникаций, прошла программу подготовки в резерве кадров на должности ППС, окончила курс английского языка в школе EF в Лондоне, программу «Успешный специалист в автобизнесе» в «Автограде» и сдала Кембриджский экзамен CAE.
При всей своей занятости Анна успевает изучать и преподавать английский язык, рисовать витражи, а также играть на гитаре, танцевать, писать стихи и путешествовать, шить кукол, читать классическую и современную русскую и английскую литературу в оригинале. А еще, совсем недавно Аня стала мамой.
— Анна, решение о поступлении в аспирантуру долго принимали?
— Этот вопрос практически не поднимался. Уже давно было решено, что я буду заниматься, работать и развиваться в научной сфере. Мне было интересно это с юношества, поэтому у меня даже не возникало вопросов, куда идти учиться, и где оставаться работать, в каком направлении двигаться дальше.
— Информационные технологии — это женское дело?
— Наверное, это и правда не очень совместимо. Девушек, действительно, было мало на потоке. Но мне было интересно попробовать себя в этом деле, тем более специальность тогда была еще совсем «молодой». И я не ошиблась со своим выбором, всё-таки за информационными технологиями не только настоящее, но и будущее!
— Аспирантура — необходимость? Откуда стимул?
— Научное исследование — это не только реализация своего научного потенциала, это интересные проекты, общение с людьми в этом круге, но это также и финансовая поддержка. Для меня как для мамы это очень важно, потому что научные статьи очень достойно оплачиваются. Стипендия в аспирантуре, и поддержка от Губернатора — довольно ощутимые. Это даёт возможность на время отказаться от работы, и заниматься только научной деятельностью, чтобы в срок успеть закончить диссертацию. Для мужа, кстати, тоже большой стимул стать кандидатом наук и не уйти в армию, поэтому мы с ним вместе не спим ночами, по очереди занимаемся (смеётся). Вдохновляет и зарплата будущих кандидатов.
В вузе нас стимулируют различными способами: во-первых, это выступления на конференциях — для нас это всегда хорошая «галочка». Публикация статьи и возможность услышать критику в адрес своих исследований — это очень важно для развития. Во-вторых, это участие в различных конкурсах, как городских, так и региональных, победа в которых также поощряется денежно. Также, если мы успеваем выполнять работу, то публикуемся в различных иностранных изданиях. Так что стимулов много.
— Учёба в аспирантуре сильно отличается от студенческой?
— В отличие от студенческой, работа в аспирантуре уже полностью самостоятельная. Большую часть исследований мы проводим дома, в библиотеках, встречаемся с научным руководителем. В принципе, это единственный преподаватель, который ведёт прямой и постоянный контакт еженедельно, а то бывает и чаще. Но, прежде всего, может быть повторюсь, должно быть стремление к получению знаний, и нацеленность на результат.
— Аспирант сегодня — это номинальное название или человек, одержимый наукой?
— Это зависит от людей, кто с каким настроем идёт. Как я слышала, аспирантура раньше была намного доступнее, и ею охотно пользовались, например, молодые люди, чтобы несколько лет «отбить» от армии.
Естественно, я шла для того, чтобы развивать дальше свои научные исследования, глубже проработать тему моей дипломной работы. И добиться каких-то результатов, которые будут значимы не только для меня, но и для нашей области, для экономики нашей страны. Хочется свою работу внедрить на конкретном предприятии и увидеть плоды своих трудов.
— Какие в вузе созданы условия для занятий наукой?
— В вузе созданы все условия для научной деятельности, и даже сама атмосфера, которая царит в нашем коллективе, куда входят аспиранты всех годов обучения, очень духовная и располагает к этому. Создается такая здоровая конкуренция, видишь, кто-то уже быстрее тебя успел написать статью или провести какое-то исследование, поэтому естественно не хочется отставать. Очень помогает библиотека Нефтегаза, в которой есть доступ к полным текстам ранее написанных диссертаций. Много других источников и статей. Да и руководитель наш тоже нас вдохновляет.
— Вашим научным руководителем является Николай Степанович Захаров.
— Да, папа меня направил, и мне очень нравится заниматься с ним одним делом. У Николая Степановича большое количество научных статей, некоторые мы писали с ним совместно. Кроме того, он сделал несколько математических открытий и создал программный продукт, которым пользуются не только студенты, но и исследователи, в том числе и в других вузах, крупные транспортные предприятия.
— Расскажите о направлении своего исследования?
— Я занимаюсь методикой корректирования нормативов технического обслуживания машин. Тема эта довольно распространённая, многие ей занимаются. Уникальность моей работы заключается в том, что мы корректируем периодичность технического обслуживания для автомобилей, транспортно-технологических машин, которые никогда не эксплуатировались в условиях Севера. Например, нефтегазовая компания закупает для эксплуатации грузовые автомобили фирмы MAN и IVECO, которые изготавливаются в Европе. И те нормативы, которые были для них определены производителем, становятся не пригодными для наших условий. Поэтому для конкретных предприятий, для тех климатических зон, где они находятся, мы и корректируем нормативы технической эксплуатации.
— Эта технология уже нашла применение в реальном секторе?
— Моя дипломная работа уже была внедрена на транспортных предприятиях «Сургутгазпрома», сейчас мы углубляем и расширяем эту методику. Стремимся повысить экономический эффект, уменьшить трудозатраты, ну, и, конечно, снизить количество отказов.
— Вы говорили о каком-то программном продукте. Используете его для обработки данных своего эксперимента?
— Да, мы пользуемся программой «Регресс», разработанной Николаем Степановичем. Она создана для того, чтобы по полученным экспериментальным данным определять законы распределения, параметры регрессионных и гармонических моделей. Для моего проекта, для корректирования периодичности технического обслуживания, разработаны специальные программные продукты. Но при обработке экспериментальных данных с помощью этой программы можно получить все нужные коэффициенты и статистические характеристики для разработки математических моделей.
— Пожелания студентам будут?
— Не скажу, что все предметы в университете были нам полезны, но как оказалось, всё было не зря! Студентам советую учить информатику, сейчас, наверное, ни одна диссертация не обходится без компьютерного моделирования.
— Спасибо, что нашли время для беседы, желаю вам успехов!
Татьяна Тагильцева
Комментарии