На круглом столе в Госдуме обсуждали тему «Воспроизводство минерально-сырьевой базы, включающее поиски и разведку новых месторождений нефтяных и газовых ископаемых для нужд народного хозяйства». От минерально-сырьевых университетов России с докладом «Взаимодействие власти, бизнеса и вузов в подготовке кадров для ТЭК» выступил доктор технических наук, профессор Тюменского государственного нефтегазового университета Виктор Спасибов.
С докладами на животрепещущие темы также выступили генеральный директор ФБУ «Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых» Игорь Шпуров, председатель комитета Госдумы по энергетике Иван Грачев, президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль и другие.
Заинтересованность Госдумы вызвана проблемами по сохранению добычи нефти и газа в стране уже в ближайшие годы. Это возможно только при воспроизводстве минерально-сырьевой базы. В последние 15-20 лет она прирастает в основном за счет небольших месторождений с трудноизвлекаемыми запасами. На обсуждении мер по стимулированию разработки подобных месторождений и был сделан акцент круглого стола.
-По данным Госбаланса, — рассказал Виктор Спасибов, — Россия по запасам нефти и конденсата занимает пятое место в мире с долей около 3% от мировых запасов. При этом на её долю приходится примерно 12,8% мировой добычи. То есть имеющиеся запасы нефти страна использует куда более интенсивно (более чем в четыре раза), чем многие другие страны. Запасы «тают», и их нужно чем-то компенсировать. После развала Советского Союза геологоразведочные работы практически, если не свелись к нулю, то значительно сократились. Технологии прошлого века также не способствуют эффективному поиску новых месторождений. Уровень геофизических исследований низок — из 4-5 скважин только одна даёт положительный эффект, а в условиях вечной мерзлоты — одна из шести. При этом каждая разведочная скважина стоит более 300 млн рублей — стоимость пятиэтажного дома! Получается, в землю «вгоняем деньгу»?! Последние годы мы разрабатывали месторождения, которые были открыты ещё во времена Советского Союза. Прирост же углеводородных запасов нефтегазовых компаний происходил за счёт поиска и привлечения к разработкам малых месторождений, причём 2/3 из которых с трудноизвлекаемыми запасами. При существующих технологиях добывающая отрасль может рассчитывать лишь на 6 — 8 лет эксплуатации традиционных залежей.
Для того, чтобы сохранить в Западной Сибири существующий уровень добычи, необходимо вводить в строй месторождения, для обустройства и проектирования которых потребуются 90 тысяч специалистов, которых сегодня нет. Сейчас на аукцион выставляются лицензионные участки, а компании их не покупают, потому что нефти трудноизвлекаемые. Компании, которые владеют необходимыми технологиями для разработки таких месторождений — Шлюмберже, Халлибуртон и другие — ушли, поэтому сейчас на первый план должны выйти компании, способные внедрять новые наукоёмкие технологии. Неэффективными становятся имеющиеся технологии на поздней стадии разработки. А для месторождений с трудноизвлекаемыми запасами и баженовской свиты эти технологии не только неэффективны, но и вредны!
На эту очень важную и интересную для экономики страны тему были выступления депутатов, представителей власти, но, ни слова не было сказано о кадровом обеспечении, а ведь кадры решают всё! Кто будет создавать и внедрять новые технологии? Нужны кадры, обладающие уникальными компетенциями, специалисты,соответствующие уровню мировых стандартов, обладающие новыми знаниями. Высшее техническое образование должно быть в тренде развития современных технологий.
Специалисты в области форсайта считают, что при сохранении нынешних темпов технико-экономического развития формирование шестого технологического уклада будет проходить в период до 2020 года. При этом в 2020-2025 годы произойдёт новая научно-техническая и технологическая революция, основой которой станут разработки, синтезирующие достижения в ряде направлений, которые для краткости называют нано-, био-, инфо- когнотехнологиями, и их конвергенция.
В своём докладе Виктор Спасибов предложил на базе ведущих региональных вузов, имеющих тесные связи с производством и академическими институтами, создать опорные регионально-отраслевые корпоративные университеты, нацеленные на подготовку инженеров в соответствии с лучшими мировыми стандартами. В качестве базового вуза для пионерного проекта предложил взять ТюмГНГУ. Министерству образования и науки — пересмотреть порядок распределения бюджетных мест на нефтегазовые направления подготовки. Обучение специалистов массовых профессий передать в вузы регионов нефтегазодобычи, а ведущие университеты Москвы, Санкт-Петербурга , исходя из их научного потенциала, нацелить на подготовку кадров высшей квалификации, магистров, развитие фундаментальных и прикладных исследований, создание новых технологий.
В ходе заседания были высказаны и другие рекомендации и предложения.
Среди них можно выделить ряд чрезвычайно важных. Так, государству необходимо активизировать геологоразведочные работы за счет средств бюджета. Необходимо сохранить финансирование программы геологического изучения недр. Разработать долгосрочную госпрограмму инновационного развития отрасли. Серьезно заняться импортозамещением. Активизировать НИОКР.
Татьяна Тагильцева
фото с сайта «Актуальные комментарии»
Комментарии