Размер шрифта:

Цвет:

Изображения:

Кернинг:

1x
2x
3x

Озвучивание:

Назад

09.04.2015
0
145
Новости ТИУ

Форма отправки факса

Александр Сергеевич Москалёв — известный советский авиаконструктор, родился 16 (29) ноября 1904 г. в уездном городе Валуйки Воронежской области в семье земского врача.
Москалёв окончил два вуза: Ленинградский университет и Ленинградский технологический институт, преподавал в ЛГУ, строил авиационный завод в Воронеже, был профессором Воронежского университета и директором авиационного техникума. Автор 35 конструкций и модификаций летательных аппаратов, родоначальник стреловидной формы дельта-крыла, давшей резкий толчок развитию реактивной сверхзвуковой авиации. Самолёты Александра Сергеевича Москалёва уникальны — они ставят его в один ряд с такими всемирно известными авиаконструкторами, как Игорь Сикорский, Андрей Туполев, Кларенс Джонсон.
С началом Великой Отечественной войны и наступлением немецких войск ОКБ-31 из Воронежа был эвакуирован на Урал в район г. Ялуторовска на станцию Заводоуковск. Сюда же направлялся небольшой московский завод вместе с ОКБ конструктора Грибовского. Они и составили основу будущего завода №499. Директором и главным конструктором завода был назначен А. С. Москалёв.
На созданном в кратчайшие сроки авиазаводе был налажен выпуск бесшумных планеров, предназначенных для разведки и многие другие виды военной авиатехники.
Заводоуковский период деятельности Москалёва был плодотворным не только в производственном плане. Он постоянно работал над проектами новых самолётов. В военные годы Александром Сергеевичем были созданы лёгкий штурмовик, многоместные планеры, в том числе — 102-местный, пассажирский и транспортный самолёты, мотопланеры, лёгкий штабной самолёт оригинальной конструкции… Один из его самолётов — САМ-25 — шестиместный многоцелевой, с теплозвуковой изоляцией кабины и обогревом, созданный в 1943 г. во время государственных испытаний, совершил беспосадочный полёт из Москвы до Заводоуковска (лётчик-испытатель А. Дабахов).
Наиболее значимым достижением конструкторского бюро Москалёва в заводоуковской эвакуации стала разработка и постройка первого в мире реактивного самолёта-истребителя БИ-1.
Москалёв по итогам военных лет был награждён двумя Орденами и 12 медалями. За то, что завод выполнил задание И.Сталина, выпустив за месяц 50 планеров, которые помогли снабдить окружённых под Минском партизан, Александр Москалёва наградили медалью «Партизану Великой Отечественной войны» 1-й степени.
В 1945 г. конструкторское бюро было переведено из Заводоуковска в Ленинград, куда Москалёв увёз некоторых сотрудников — уроженцев Заводоуковска, с которыми успел сработаться за годы эвакуации. Оборудование, оставшееся от авиационного завода в дальнейшем послужило основой для создания предприятия «Тюменьсельмаш».
Москалёв скончался в Ленинграде в январе 1982 г. и похоронен на Северном кладбище.

Материал подготовлен ведущим специалистом НИИ ИНТЗ Почежерцевой М.В. на основе книги В.Е. Копылова «Окрик памяти. История Тюменского края глазами инженера». Т.2, а также были использованы интернет-ресурсы

Фото из архива Музея истории науки и техники Зауралья ТюмГНГУ

Комментарии

Ответ на комментарий: ()

При наличии

Комментарии не найдены
Подпишитесь на рассылку
Следите за самыми актуальными новостями Тюменского Индустриального Университета. Будьте первым.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

ТИУ в социальных сетях

Версия для слабовидящих

Карта сайта

Контакты

625000, г. Тюмень, ул.Володарского, 38

Телефон/факс: +7 (3452) 28-36-60

Электронная почта: general@tyuiu.ru


© 2000-2024, Тюменский Индустриальный Университет

Минобрнауки России

Загрузка