Размер шрифта:

Цвет:

Изображения:

Кернинг:

1x
2x
3x

Озвучивание:

Назад

09.04.2015
0
354
Новости ТИУ

Форма отправки факса

Многие жители Тюменской области считают, что в годы Великой Отечественной войны наш край находился в глубоком и безопасном тылу. Но на самом деле война коснулась и Сибири, а в частности ее полярных земель и воды. В бассейне Карского моря, близ побережья Таймыра и Ямала, происходили активные боевые действия. Этим малоизвестным событиям будет посвящен ряд публикаций.
Появление в Арктике, а в частности в акватории Карского моря, нацистских подлодок, создание тайных стоянок и сооружение складов не могли бы состояться, если бы не один научный полет над советской Арктикой дирижабля «Граф Цеппелин». Полет состоялся в июле 1931 года под командованием доктора Гуго Эккенера по маршруту Берлин — Ленинград — Архангельск — Баренцево море — Земля Франца-Иосифа — Северная Земля — Таймыр — Новая Земля — Архангельск- Ленинград — Берлин. В течение всего перелета над Арктикой лучшие немецкие специалисты с помощью самой современной аппаратуры фирмы «Карл Цейс» производили аэрофотосъемку.
На борту дирижабля находились сорок шесть аэронавтов. Советский Союз представляли: научный руководитель экспедиции, известный полярный исследователь профессор Рудольф Самойлович, профессор-аэролог Павел Молчанов, инженер-дирижаблестроитель Федор Ассберг, радист Эрнст Кренкель. В состав научной группы, которая составляла третью часть всех воздухоплавателей, были также включены: три американца, один швед, один швейцарец и шесть немцев. Двадцать шесть человек составляли штатный немецкий экипаж «Графа Цеппелина».
Во время полета было выполнено множество ценнейших научных исследований. Фактически всего за трое суток полета была получена фундаментальная основа для составления точных географических карт труднодоступных арктических районов. Проделанная работа была колоссальна. Все это весьма пригодилось в годы войны морякам Кригсмарине и летчикам Люфтваффе. Кроме того, во время экспедиции произошло событие особой значимости.
Во время полета были проведены запуски радиозондов (прибора, только что изобретенного профессором П. Молчановым), способных одновременно измерять давление, температуру и влажность воздуха. При этом на дирижабль, где была установлена приемная аппаратура, были переданы сведения о метеорологическом режиме стратосферы, то есть впервые в мировой истории была прозондирована полярная стратосфера сразу в нескольких удаленных арктических районах. Все это, бесспорно, подтверждает, что научное значение полета было действительно бесценным.
Сто тридцать четыре часа продолжался весь полет «Графа Цеппелина», сто шестнадцать часов из них — над советской Арктикой. Дирижабль пролетел почти 13 тысяч километров (вместо планируемых 10 500 километров) и напрямик (без посадки в Ленинграде), в нарушение всех первоначальных договоренностей, вернулся в Германию. А ведь перед началом экспедиции было особо оговорено, что при возвращении дирижабля из Арктики должна была обязательно состояться повторная посадка на Комендантском аэродроме. Доктор Эккенер отказался от посадки в Ленинграде из-за того, что якобы получил неблагоприятную метеосводку. А буквально через несколько дней после возвращения LZ-127 в Берлин советской стороне были официально принесены извинения за непрофессионализм некоего техника, сумевшего одновременно засветить все кино- и фотопленки, доставленные из районов арктических архипелагов и полуострова Таймыр.
Как показал печальный опыт Второй мировой войны, а также прошедшие с той поры десятилетия, 116 часов полета германского дирижабля оказались полезными для немецких «ученых» для повышения научного потенциала в области развития фундаментальных знаний об Арктике. А разведчикам Кригсмарине (германский военно-морской флот) были нужны подробные сведения о Северном морском пути, в те годы абсолютно недоступном для иностранных судов. И они нашли выход. По просьбе руководства Третьего рейха был официально организован и разрешен арктический переход на Тихий океан немецкого рейдера «Комет». Об этой истории мы расскажем в следующей публикации.

З.Ш.Мавлютова, специалист музея Истории науки и техники Зауралья

Фото из архива Музея истории науки и техники Зауралья ТюмГНГУ

Комментарии

Ответ на комментарий: ()

При наличии

Комментарии не найдены
Подпишитесь на рассылку
Следите за самыми актуальными новостями Тюменского Индустриального Университета. Будьте первым.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

ТИУ в социальных сетях

Версия для слабовидящих

Карта сайта

Контакты

625000, г. Тюмень, ул.Володарского, 38

Телефон/факс: +7 (3452) 28-36-60

Электронная почта: general@tyuiu.ru


© 2000-2024, Тюменский Индустриальный Университет

Минобрнауки России

Загрузка